Отзыв научного руководителя на выпускную квалификационную работу магистра Шигаповой Алины Раильевны «Социально-психологические факторы гелотофобии» Выпускная квалификационная работа А.Р. Шигаповой посвящена малоизученному в отечественной психологии феномену гелотофобии (боязнь насмешки). В отечественной литератыре насчитывается не более двух-трех работ, в которых рассматривается проявление гелотофобии в подростковом возрасте, а также в связи с психопатологическими проявлениями личности. На достаточном эмпирическом материале удалось впервые выявить некоторые причины формирования боязни насмешки, которые связаны с преобладающим стилем взаимодействия между поколениями в семье и сложившимися формами воздействия на детей. Впервые обнаружена связь гелотофобии с эгоцентризмом, что позволяет говорить об определенной психологической уязвимости человека, которая проявляется в его чрезмерной обидчивости. Люди, у которых сформировалась гелотофобия в юношеском возрасте, боятся публичности, постоянно ожидают высмеивания, испытывают большие трудности в общении и вырабатывают специфические формы психологической защиты. А.Р. Шигапова проявила самостоятельность и творческий подход к изучаемому явлению. Показала хорошее владение методами анализа и обработки эмпирического материала, который ей был предоставлен. Так, она проявила изобретательность в анализе и сумела найти способы сопоставления ценностных ориентаций матери и респондента, а также уровень и тип используемого юмора обоих в повседневной жизни. Особо следует отметить первую главу работы, где изложены теоретические подходы к гелотофобии, отмечено значение юмора и его разновидностей, различных сторон смеховой культуры, которые отражают менталитет и общую культуру взаимодействия опрошенных студенческих групп. В этой главе А.Р. Шигапова проявила глубокое знание отечественной и зарубежной литературы, высказала свое отношение к литературным источникам, сделав это грамотно и на должном научном уровне. Исследовательский материал, полученный с помощью шести методов грамотно обработан и представлен в виде таблиц, графиков и корреляционных плеяд, что подтверждает обоснованность и доказательность сделанных выводов. В целом работа новаторская, восполняет некоторые пробелы в исследовании феномена гелотофобии, позволяет расширить в дальнейшем исследовательское поле за счет изучения периода раннего формирования гелотофобии в дошкольном и младшем школьном возрасте и предложить способы рекомендуемого преодоления трудностей в общении. Работа имеет законченный вид, заслуживает высокой оценки, а ее автор к присвоению искомой квалификации магистра психологии. Доктор психологических наук, профессор кафедры социальной психологии В.Н. Куницына