ОТЗЫВ на выпускную квалификационную работу Татьяны Сергеевны Свербейкиной «СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ДОВЕРИЯ В МЕЖЭТНИЧЕСКОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ» Представленная работа посвящена изучению проблемы формирования доверия в межэтническом взаимодействии. Цель данного исследования - изучить влияние типа этнической идентичности на формирование доверия личности другим людям, а также на уровень доверия, формирующийся в ситуации межэтнического взаимодействия. Основная гипотеза исследования – уровень доверия другим людям отличается в контексте межэтнического взаимодействия. Предмет исследования - социально-психологические характеристики личности, определяющие уровень доверия в межэтническом взаимодействии молодежи. Объектом исследования выступили социально-психологические характеристики личности у 102 опрошенных в возрасте от 18 до 35 лет, проживающих в Санкт-Петербурге. Для оценки уровня доверия личности использовалась методика оценки доверия/недоверия личности другим людям Купрейченко А.Б.; в целях определения этнической идентичности респондентов была использована методика Г.У. Солдатовой, С.В. Рыжовой «Типы этнической идентичности»; опросник М. Розенберга «Вера в людей», авторская анкета. В ходе исследования использовался теоретический анализ литературы, эмпирические методы сбора данных и математическая обработка собранного материала. В теоретической части работы дан обстоятельный анализ различных источников, посвящённых изучению феномена доверия (Яхонтова Е.С., Фукуяма Ф., Купрейченко А.Б., Дж. Роттер, Т. Ямагиши и М. Ямагиши и многие другие). Рассмотрены виды и типы доверия, классификация видов доверия, основные функции доверия, а также современные подходы к изучению доверия. Несомненным достоинством работы является рассмотрение феномена доверия в контексте межличностного, межэтнического взаимодействия. Первая глава заканчивается выводами. Было выявлено, что уровень доверия личности связан с типом этнической идентичности. Были обнаружены статистически значимые различия в уровнях доверия во взаимодействии с наличием и отсутствием этнического контекста у групп молодежи в зависимости от типа этнической идентичности: этноизоляционизм и этнонигилизм. Также считаю необходимым обратить внимание на личностных качествах Татьяны Сергеевны, которые проявились в ходе работы над магистерской работой. В процессе работы над поставленной проблемой Татьяна проявила себя исключительно как самостоятельный, скромный, трудолюбивый, целеустремленный молодой ученый. Высокий уровень ответственности и самостоятельности проявились в выборе темы, проведении исследования, обработке данных на высоком профессиональном уровне. В целом представленная научно-исследовательская работа не только соответствует сем требованиям, предъявляемым к ВКР, но и может быть примером хорошо структурированной и четко оформленной работы. К сожалению, не все полученные данные в ходе исследования вошли в содержание работы. Представленная выпускная квалификационная работа «СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ДОВЕРИЯ В МЕЖЭТНИЧЕСКОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ» является этапом на пути изучения сложной и многогранной проблемы формирования доверия в межэтническом взаимодействии. Считаю, что Т.С. Свербейкина может в дальнейшем продолжить свое исследование в рамках кандидатской диссертации. Научный руководитель С.Д. Гуриева Профессор, д.псих.н. 29.05.2017.