Рецензия выпускной квалификационной работы Юй Фэнин СТАТИКА И ДИНАМИКА В ПОВЕДЕНИИ ЧЕЛОВЕКА В РУССКОЙ ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЕ МИРА (НА ПРИМЕРЕ СРАВНЕНИЙ) Выпускная квалификационная работа аспирантки Юй Фэнин выполнена в рамках одного из актуальных направлений современной лингвистики – лингвокультурологии. В работе исследуется фрагмент языковой картины мира, представленный устойчивыми сравнениями русского языка. Актуальность темы не вызывает сомнений, т.к. устойчивые сравнения являются частотными в языке газеты, радио и телевидения и вызывают трудности при восприятии у иностранных учащихся. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Формулировки актуальности, объекта и предмета, цели и задач исследования характеризуются точностью и краткостью. Работа имеет хорошую теоретическую базу, четкую логику построения. Новизна работы сомнений не вызывает: динамика и статика действий человека, в выявлении лингвокультурологических особенностей характеристики человека в русской лингвокультуре на материале устойчивых сравнений предпринята впервые. Первая глава посвящена рассмотрению основных теоретических вопросов исследования: определению статуса лингвокультурологии как научной дисциплины, описанию понятийного аппарата лингвокультурологии, определению термина устойчивое сравнение, вопросу о включении устойчивых сравнений в состав фразеологии, рассмотрению понятия УС в рамках лингвокультурологии в русском языке. Основные термины, используемые автором в работе, определены. В практической части работы автором проанализировано более 400 УС русского языка, выборка представляется достаточно репрезентативной. Автор проанализировал этот материал с точки зрения использования глаголов статики и динамики в качестве основания сравнения и способа характеристики действия при помощи УС, характеризующих движение с разных позиций. Так автору удалось установить, что глаголы идти/ходить являются основанием более чем 150 устойчивых сравнений, характеризуя протекание данного действия более чем 60 различными способами, глагол статики сидеть – может быть основанием более 100 устойчивых сравнений. Статичность действия характеризуется более чем 30 различными способами. Автору удалось выделить и описать некоторые общие черты русского мировосприятия, отраженные в рассматриваемых языковых единицах: надменность, лицемерие и высокомерие в русской лингвокультуре оценивается отрицательно; отрицательно оценивается неумелое и неуклюжее движение; всё милое, красивое, дорогое сравнивается с миром природы. Автор приходит к выводу о том, что « в русской языковой картине мира концептуальное представление опирается на народные культурно-исторические традиции, использующие реалии культуры данной страны». Данный вывод подтверждается языковым материалом и сомнений не вызывает. Выявлены такие важные с точки зрения лингвокультурологического описания материала характеристики как гендерная и возрастная. Учтена аксиологическая оценка действия человека. Отдельной похвалы заслуживает приложение, которое может стать хорошим подспорьем в практике преподавания РКИ. Результаты исследования могут быть также использованы в практике учебной лексикографии, при чтении лекционных курсов по лингвокультурологии и устойчивым сравнениям. Выявлены и детально описаны новые способы представления действия глаголов статики и динамики с помощью УС. Положения, выносимые на защиту, подтверждены полностью. Цель и задачи исследования выполнены. Выводы и заключение полностью отражают результаты проделанной работы. Проверка на текстовые заимствования программой SafeAssign выявила текстовые совпадения. В результате анализа протокола проверки было установлено, что факты недобросовестного заимствования (плагиата) отсутствуют, так как отмеченные текстовые совпадения представляют собой: а) общеупотребительные фразы научной речи - 8%; б) корректно оформленные цитаты из научной литературы и источников иллюстративного материала – 9%; в) имена ученых, библиографические описания публикаций -22,5 %; г) элементы цифровой нумерации – 5,5%; д) остальные отмеченные текстовые совпадения отсылают к ошибочно загруженному в систему Blackboard черновому варианту работы автора ВКР. Замечания по работе относятся к оформлению списка литературы, автору также не удалось избежать редких опечаток при оформлении текста работы. Вопрос: скажите, можно ли устойчивое сравнение считать лингвокультуремой? В целом же выпускная квалификационная работа «Статика и динамика в поведении человека в русской языковой картине мира (на примере сравнений)» соответствует требованиям, предъявляемым к такого рода исследованиям и, несомненно, заслуживает высокой положительной оценки. К п н, доцент кафедры русского языка как иностранного и методики его преподавания Якименко Н.Е.