Отзыв на выпускную квалификационную работу аспиранта кафедры истории русской литературы Антонины Сергеевны Семеновой ПОЭТИКА И ПРАГМАТИКА ПЕСЕННОГО ФОЛЬКЛОРА МЕЗЕНИ Образовательная программа «Фольклористика» (специальность научных работников 10.01.09 «Фольклористика») Выпускная квалификационная работа Антонины Сергеевны Семеновой посвящена исследованию традиционного для отечественной фольклористики объекта - песенного фольклора. Несмотря на основательную - и по длительности, и по широте охвата тем - историю изучения песенного фольклора, в своего рода «серой» зоне интереса этномузыковедов, фольклористов и антропологов остаются сама практика спонтанного домашнего и публичного пения и певцы с их желанием петь. Как будто бы спонтанное пение является настолько естественной, само собой разумеющейся символической деятельностью, что самые простые вопросы вроде тех, что же побуждает людей осваивать сложные вокальные навыки и репертуар народных и авторских песен, остаются не только без ответа, но и вне научной проблематизации как таковой. «Прагматический поворот», предпринятый гуманитариями в последние десятилетия (Герасимова Н.М., Адоньева С.Б., Веселова И.С., Хархордин О.В.), предполагает включение в фокус внимания исследователей фигуры субъекта речи и речевого действия. В случае фольклорного высказывания такого рода субъектом является исполнитель. Целью рецензируемой работы, по словам автора, видится обнаружение взаимосвязи поэтики и прагматики песенного фольклора. На решение этой в высшей степени актуальной для современной фольклористики задачи и направлено рецензируемое исследование. Объектом изучения в выпускной квалификационной работе стала практика пения в одиночестве песен-экспрессивов, а именно песен, вызывающих особое эмоциональное состояние, чаще всего плач. Выбор данного объекта обоснован его сложной коммуникативной природой и необходимостью использования для его изучения столь же комплексного научного инструментария. И тут добрую службу автору служит доскональное знание уникального корпуса данных, хранящихся в Фольклорном архиве СПбГУ: песенного фольклора всех жанровых форм и автобиографических интервью исполнителей. Многолетний опыт камеральной обработки полевых данных позволяет Антонине Сергеевне свободно обращаться с труднейшим материалом. Прагматический подход к анализу высказывания предполагает учет широкого контекста высказывания для выявления иллокутивных целей исполнителя и перлокутивного эффекта пения. С одной стороны, объект исследования, а именно пение-плач в одиночестве, является невидимкой для фольклористов — в любом случае собиратель-наблюдатель нарушит одиночество. С другой стороны, полевые записи интервью, проведенных самой исследовательницей, содержат развернутые монологи исполнителей о пении для себя в трудную минуту. Чаще всего исполнители сопровождают свои воспоминания пением любимых песен. Таким образом, Антонина Сергеевна имеет в своем распоряжении рассказы и автобиографические нарративы, описывающие эмоциональные состояния исполнителей при пении, а также сами тексты народных песен, в которых можно обнаружить те средства экспрессивности, которые способствуют достижению чувственных переживаний. Имеющийся у автора уникальный материал, полученный во многом в результате собственных полевых записей, дает возможность описать такой трудноуловимый предмет изучения, как взаимосвязь песенной поэтики и прагматики. В первой главе, посвященной общему описанию современных певческих практик бассейна реки Мезени, хотя описание и является общим, А.С. Семенова учитывает многие аспекты коммуникативного контекста индивидуального пения «для себя», а именно: гендерный, фактор публичного или интимного исполнения, спонтанность или институциональность обстановки, приуроченность пения к праздничному семейному или коллективному календарю. Исследовательница описывает процесс формирования личного и ансамблевого репертуара, его жанровый состав и жанровые номинации, принятые среди исполнителей. По наблюдению автора работы, в локальный песенный репертуар входят песни различного происхождения: традиционный песенный фольклор (протяжные лирические, исторические, старые баллады, игровые, частые, плясовые, хороводные), романсы и новые баллады, советские и современные авторские песни, шуточные переделки. Также автор описывает признаки, которые являются существенными для различения жанров песен внутри традиции: предположительное время появления (ранешние, бывалошные, давношные, прежние vs нынешние, совремённые), сложность напева (тяжелая vs простая, легкая), временная длительность (долгие vs короткие). Предпринятое описание современных певческих практик бассейна реки Мезени вводит в научный оборот ценнейший материал. Выводы и наблюдения из предпринятого тонкого и внимательного прагматического анализа обладают несомненной научной значимостью. По моему мнению, подобного «насыщенного описания» песенной локальной традиции не предпринималось в отечественной фольклористике со времен классических работ по мезенской лирике Н.П. Колпаковой, а новизна подхода придает исследованию эвристическую ценность. Во второй и третьей главах А.С. Семенова обращается к автобиографическим нарративам женщин, практикующих пение в одиночестве, и обнаруживает, что их объединяет опыт вдовства или несчастливого брака. Автор предполагает, что иллокутивной целью рассматриваемой практики пения является облегчение негативных переживаний. В корпусе лирических народных песен, современных баллад и жестоких романсов выявляются типические места, называемые автором лирическими ситуациями (например, «неполученное благословение», «измена», «адюльтер»). Сравнивая автобиографические нарративы и сюжеты песен, А.С. Семенова обоснованно доказывает, что пение-плач «для себя» становится для исполнителей способом проговорить негативный опыт, оформить его в сюжет и тем самым психологически пережить. Выпускная квалификационная работа Антонины Сергеевны Семеновой является абсолютно самостоятельным научным исследованием, обладает несомненной научной ценностью, заслуживает самой высокой оценки, а первая и третья главы сочинения могут быть рекомендованы к публикации как отдельные научные статьи. доцент кафедры истории русской литературы к.ф.н. И.С. Веселова