Отзыв научного руководителя о выпускной квалификационной работе аспирантки Супоницкой Наталии Семеновны на тему: МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СКРЫТОЙ АВТОРИЗАЦИИ НАУЧНОГО ТЕКСТА (на материале немецкоязычных лингвистических статей и монографий) Образовательная программа «Германские языки» (специальность научных работников «10.02.04») Выпускная квалификационная работа Н.С. Супоницкой выполнена в русле актуальных направлений современных лингвистических исследований: коммуникативной лингвистики текста, лингвистической прагматики и теории профессиональной коммуникации. В ней ставятся и решаются вопросы прямой, косвенно-эксплицитной и имплицитной авторизации научного лингвистического текста, которые на материале немецкого языка не получили пока окончательного решения. Теоретическая новизна проведенного Н.С. Супоницкой исследования состоит прежде всего в том, что в нем с дискурсивно-прагматических позиций оценивается применение категориально разноплановых средств скрытой авторизации в проекции на контекстные условия общения в науке, потенциальные типичные роли отправителя и получателя научного текста, специфику письменной формы научной коммуникации, доминирующие стандарты научного формулирования и стратегии ведения прагматически эффективной аргументации в научном лингвистическом дискурсе. Дискурсивные аспекты применения косвенно-эксплицитных и особенно имплицитных средств авторизации в контекстах научного сообщения описаны в немецкой лингвистике крайне фрагментарно и без системного осмысления. В фокусе исследования Н.С. Супоницкой оказываются когнитивно-семантические механизмы формирования авторизующих смыслов в контекстах научного лингвистического текста, отсылающих к агенсу научно-познавательного процесса – к автору-исследователю. При описании этих механизмов Н.С. методологически правильно опирается на семантико-функциональный потенциал языковых средств из сферы лексики и грамматики, задействованных в процессах прямой, косвенной и скрытой авторизации научного текста. Основной научный результат, представленный в ВКР аспирантки Н.С. Супоницкой, состоит, на мой взгляд, не только в систематизации и классификации разноуровневых и разноаспектных средств авторизации в виде трех когнитивно-семантических типов авторизации (прямой, косвенной, имплицитной), не только в описании вариантов текстовой реализации для каждого из трех выделенных типов авторизации на базе лексической и грамматической семантики задействованных в них средств, но и в том, что в работе показан дискурсивный план употребления авторизующих языковых единиц, выбор которых позволяет автору научного текста позиционировать себя в динамике разворачивающегося научно-познавательного процесса, по ходу которого он берет на себя те или иные ситуативно обусловленные роли. Подход, реализованный в ВКР, - это новый дискурсивно-прагматический уровень моделирования лингвистами через анализ языковых единиц научно-познавательной деятельности субъектов науки. В результате проведенных исследований Н.С. Супоницкая подтвердила свою профессиональную компетентность как сформировавшийся лингвист, свободно владеющий современной методологией изучения языка и способный эффективно применять полученные теоретические знания в практическом анализе разных сторон современного немецкого языка. Выполненная Н.С. Супоницкой научная работа полностью соответствует критериям, предъявляемым в СПбГУ к выпускным квалификационным работам, выполняемым по завершении освоения основной образовательной программы «Германские языки» (специальность научных работников 10.02.04) подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, и заслуживает оценки «отлично». Д.ф.н., проф. Кафедры немецкой филологии С.Т. Нефёдов