Р Е Ц Е Н З И Я на выпускную квалификационную работу аспиранта Васильевой Эльмиры Викторовны на тему «Традиции «романа воспитания» в творчестве Дж. Остен, Ш. Бронте и Э. Гаскелл» Выпускная квалификационная работа Э. В. Васильевой посвящена исследованию «романа воспитания» в творчестве трех хорошо известных российскому читателю английских писательниц XIX в. – Джейн Остен, Шарлотты Бронте и Элизабет Гаскелл. Литературоведы советской школы часто обращались к романам этих авторов, используя их как документы ушедшей эпохи, рассматривая социально-критический посыл, который отчетливо ощущается в их произведениях, а также прослеживая переход от просветительского реализма к критическому реализму середины века. Современное российское литературоведение, как правило, привлекает творчество этих романисток в качестве материала для исследования классической женской прозы в русле популярного феминистского литературоведения. При этом исследование традиций «романа воспитания» и их влияния на художественное наследие трех романисток является достаточно оригинальным направлением для российского литературоведения, которое в последние годы делает попытку уйти от жанровых исследований. «Роман воспитания» как жанровая разновидность романа достаточно основательно изучен как в отечественном, так и в зарубежном литературоведении, однако значительное количество работ, посвященных ему, отнюдь не покрывают все связанные с ним проблемы. Автор квалификационного исследования Э. В. Васильева справедливо отмечает во введении к работе, что основные усилия литературоведов направлены на предложение общей концепции «романа воспитания», в то время как множество частных вопросов, связанных с этой жанровой формой, остаются без ответов. Универсальные теории, бесспорно, важны и интересны, но насколько они целесообразны, если, предлагая общий взгляд на проблему, они практически полностью игнорирует ее аспекты? Э. В. Васильева ставит перед собой цель не разработать очередную глобальную теорию, а дать ответы на конкретные вопросы, связанные с генетикой «романа воспитания», его структурой, проблемами сюжета, художественными образами и т. д. Выпускная квалификационная работа Э. В. Васильевой состоит из четырех научных статей, три из которых были опубликованы в авторитетных научных журналах, рекомендованных ВАК, а также рецензируемых РИНЦ, а одна включена в сборник материалов XLII Международной филологической конференции. Статьи предваряет краткое введение, в котором Э. В. Васильева лаконично и четко формулирует свою исследовательскую задачу, ставит перед собой ряд вопросов, на которые подробнее отвечает в основной части работы, а также приводит данные источниковедческого характера, демонстрируя значительный уровень исследовательской компетентности. В состав выпускной квалификационной работы входит и текст научного доклада, в котором автор убедительно обосновывает свой выбор направления и темы исследования. Несмотря на то, что главной целью Э. В. Васильевой на протяжении всей работы остается исследование частных аспектов «романа воспитания», автор не отказывается от смежной с ней задачи определения терминологических контуров понятия. В краткой теоретической справке, которую предлагает автор выпускной работы, четко просматривается собственная позиция Э. В. Васильевой – несмотря на то, что очень многие произведения мировой литературы можно с оговоркой отнести к субжанру «романа воспитания», сам этот термин следует использовать лишь в его узком значении (т. е. для обозначения конкретных текстов позднепросветительской немецкой литературы), что поможет избежать не только терминологической, но и теоретической путаницы. Э. В. Васильева настаивает на том, что в применении к авторам других национальных литератур и, в частности, к творчеству Остен, Бронте и Гаскелл, термин «роман воспитания» следует на письме брать в кавычки с тем, чтобы дополнительно подчеркнуть условность его использования. В первой статье, включенной в текст выпускной работы, Э. В. Васильева предпринимает удачную попытку на примере анализа романа Э. Гаскелл «Север и Юг» уточнить место женского «романа воспитания» в корпусе викторианской литературы и дать краткую характеристику его специфических особенностей в сравнении с «романом воспитания» мужского типа. Тезисный характер статьи, опубликованной в сборнике материалов конференции, не позволяет автору более подробно остановиться на каждом из разбираемых ею художественных приемов, однако четкость и безупречная логика подачи материала позволяет исследовательнице компактно и вместе с тем убедительно изложить свою видение викторианского женского «романа воспитания», проиллюстрировав теоретические выкладки практическим анализом романа Гаскелл. Во второй статье Э. В. Васильева подробно останавливается на одном из характерных для женских воспитательных сюжетов художественных приемов – на сцене неудачного сватовства, которая появляется сразу в нескольких произведениях, написанных женщинами-романистками периода. Автор исследования останавливается не нескольких романах Дж. Остен и Э. Гаскелл, оригинально анализируя с позиций феминистского литературоведения обостренную любовную линию в сюжетах этих романов. С точки зрения Э. В. Васильевой, одной из основных задач женской литературы на протяжении всего XIX в. оставалось создание принципиально нового женского образа – героини чувствующей и мыслящей. Такая героиня способна в принятии решений руководствоваться не только чувствами (или, скорее, романтической чувствительностью), но и доводами рассудка и, таким образом, самостоятельно решать, готова ли она к браку или же она еще не прошла свой путь становления и воспитания до конца, а ранее замужество помешает ей состояться как личности. Интересно наблюдение исследовательницы о том, что в романах Остен и Гаскелл сцена неудачного сватовства повторяется несколько раз в одном сюжете, таким образом, писательницы могли сравнить героев-претендентов на руку и сердце героини и показать их поведение в аналогичных ситуациях. Третья статья Э. В. Васильевой посвящена самому малоизученному в России роману Э. Гаскелл «Жены и дочери». Однако помимо обращения к этому редкому тексту, что само по себе подтверждает научную новизну этого исследования, автор статьи предпринимает попытку его анализа со структуралистских позиций, выделяя в основе сюжета романа симметричную структуру, построенную Гаскелл вокруг четверки центральных героев, и служащую определенной сверхтекстовой задаче, что наглядно доказывает Э. В. Васильева в своей статье. Интересно то, что параллельно развивающиеся сюжеты в романе можно рассматривать не только как противоборство различных познавательных моделей (и, следовательно, способов воспитания), но и как метатекстуальное противоборство различных жанров – классического романа воспитания (без кавычек), «романа о художнике» и женского «романа воспитания». Несмотря на оригинальность и бесспорную информативность статьи, нельзя не выразить сожаление о том, что эта интересная творческая находка, позволяющая рассматривать «Жены и дочери» как «роман воспитания» о разных видах «романа воспитания», была лишь намечена пунктиром, в то время как основное внимание автора статьи было уделено именно столкновению разных типов мировоззрения, воплощенных в персонажах романа. Последняя статья, включенная в настоящую выпускную работу посвящена еще одному сравнительно малоисследованному тексту XIX в. – роману Ш. Бронте «Городок». Необходимо вновь отметить методологическую оригинальность автора статьи, применившего к тексту роману не очень широко распространенный сегодня мифологический метод анализа. Э. В. Васильева рассматривает основную сюжетную линию романа в контексте учения Дж. Кэмпбелла о мономифе, или прасюжете, убедительно доказывая многочисленными примерами из текста романа то, что Бронте вполне сознательно ставила перед собой задачу создать современный миф о символическом путешествии, влекущем за собой мистическое преображение главного героя. Детальный анализ романа «Городок» позволяет исследовательнице не только установить таким образом его безоговорочное родство с немецкий романом воспитания, сюжет которого также тесно связан с древними прасюжетами, но и указать на его возможную связь с «мифологизирующим» романом начала XX в. При таком прочтении «Городок» уже не кажется маргинальным текстом великой писательницы, но, вероятно, ее самым совершенным произведением, в котором она на несколько десятилетий опередила естественное развитие европейской литературы. Завершает работу краткое, но содержательное заключение и библиографический список, насчитывающий свыше ста наименований научной и учебно-методической литературы на русском, а также на нескольких иностранных языках. К основным достоинствам выпускной квалификационной работы следует отнести удачный выбор авторов и художественных текстов для литературоведческого анализа, ясность и безупречную логику в представлении материала, широту теоретического охвата, владение автором различными методиками литературоведческого анализа, оригинальность творческих решений при текстовом анализе. Необходимо упомянуть и о публикационной активности Э. В. Васильевой, которая за истекшие три года подготовила и опубликовала восемь научных статей помимо тех, которые вошли в настоящую выпускную работу, а также выступила на нескольких международных и межвузовских конференциях. За тот же период Э. В. Васильева подготовила и диссертационное исследование на соискание ученой степени кандидата филологических наук, посвященное творчеству Ш. Бронте и Э. Гаскелл в контексте духовных исканий викторианской эпохи, успешная предзащита которого состоялась в декабре прошлого года. Несмотря на все вышеперечисленные достоинства данной выпускной работы, хотелось бы сказать несколько слов в рекомендательном ключе и о возможных направлениях для дальнейшего исследования. Помимо высказанного ранее пожелания касательно содержания статьи об эпистемологических парадигмах в романе «Жены и дочери», хотелось бы заметить, что работа Э. В. Васильевой несомненно выиграла бы от включения во введение или в теоретическую часть краткого изложения наиболее актуальных концепций «романа воспитания», существующих в современном российском и зарубежном литературоведении. Такой обзор позволил бы Э. В. Васильевой более убедительно доказать ее изначальный тезис о неспособности генеральных концепций покрыть все частные аспекты английского «романа воспитания». В дальнейшем также было бы интересно расширить исследование за счет включения в него других авторов периода для придачи ему панорамного охвата. Все пожелания носят дискуссионный характер и нисколько не умаляют достоинств выпускной квалификационной работы Э. В. Васильевой. В заключение хотелось бы отметить, что настоящая выпускная квалификационная работа, несомненно, является состоявшимся, основательным и информативным исследованием, обладает неоспоримой научной новизной, отражает высокий уровень профессиональной подготовки ее автора, методологической компетентности и филологической эрудиции и полностью удовлетворяет требованиям, предъявляемым к выпускным квалификационным работам аспирантов-филологов, заслуживая положительной оценки. Кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков для математических факультетов Горшкова Е. А. 20 июня 2016 г.