Рецензия на выпускную квалификационную работу аспиранта на тему: «Эффективные инвестиции в навыки XXI века. Предварительный сравнительный анализ опыта России и Финляндии», выполненную Тимофеевым Фёдором Валерьевичем в ходе освоения образовательной программы «Педагогика (теория, методология, сравнительные исследования и прогнозирование)» (специальность научных работников 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования») Актуальность работы Ф. В. Тимофеева подтверждается не только очевидной необходимостью изучать феномен одной из самых успешных образовательных систем мира, но и тем, какую именно «рамку» автор устанавливает для такого анализа. Это рамка институционального подхода, т.е. такого способа рассмотрения системы образования, при котором наиболее явно и объективно устанавливается связь между управленческими, экономическими моделями и живой практикой образовательного процесса. В результате такого анализа может быть получено системное знание о возможных и, более того, желаемых изменениях в отечественной практике организации образования. Работа построена, как развитие идей автора, подробно высказанных в двух статьях по теме исследования. Обе статьи носят академический характер, содержат самостоятельный системный анализ и выводы автора. Основными объектами рассмотрения в представленных научных текстах являются динамично развивающиеся образовательные институты Финляндии, экономическая политика Финляндии в области обеспечения качества национального образования и некоторые аспекты практики подготовки учителей. Безусловно, хорошо ориентируясь в этой проблематике, автор развивает логику исследования, делая попытку сопоставления ряда реалий финской и российской школы. Это позволяет, в итоге, сформулировать весьма интересные, аргументированные выводы относительно возможных путей развития российской школы в направлении следования за Финляндией, являющейся одним из мировых образовательных лидеров. К сожалению, сжатость и местами поверхностная конспективность аналитической части работы не позволяет определить полученные автором выводы как глубоко аргументированные. С другой стороны, интуитивно автор, всё-таки, выходит на уровень системного понимания и интерпретации значимых данных и аргументов других исследователей, корректно цитируемых в работе. К наиболее интересным результатам работы Ф.В. Тимофеева можно отнести по меньшей мере два, сделанных им вывода. Во-первых, это вывод о том, что децентрализация системы образования и вектор на устойчивое развитие в образовании оказал позитивный эффект на развитие образования в Финляндии. Во-вторых, важным для отечественной управленческой практики в образовании можно считать вывод о том, что в условиях увеличения нагрузки на бюджет, образовательные организации, оказывающиеся в ситуации дефицита ресурсов, естественным образом снижают качество предлагаемых услуг. В этой ситуации одним из оптимальных способов оптимизировать ресурсы является внедрение методологии устойчивого развития в образовательные организации. Несмотря на очевидные достоинства работы, она не безупречна и вызывает два замечания: 1. Сравнение финской и российской образовательных систем не всегда делается корректно с точки зрения обоснованности выбора позиций для такого анализа. 2. Опыт эффективного инвестирования в образование в России, который должен рассматриваться, судя по названию, во второй главе, представлен довольно скупо, на уровне справочной информации, что не позволяет говорить о системном анализе этого опыта. Несмотря на указанные недостатки, работа представляется завершенным исследованием, выполненным автором самостоятельно и свидетельствующим о сформированности у него надлежащего уровня исследовательской компетентности. Оценка рецензента: «хорошо». Рецензент: доктор педагогических наук, проф.кафедры непрерывного филологического образования и образовательного менеджмента СПбГУ Л.С. Илюшин