РЕЦЕНЗИЯ На выпускную квалификационную работу А.Ю. Коровкиной: «Модернизация в «народной культуре» Туниса: от колониального периода до революции 2011 г.» (специальность 07.00.03). Выпускная квалификационная работа А.Ю. Коровкиной тематически связана c ее диссертацией на соискание ученой степени кандидата исторических наук «”Народная культура” в современном Тунисе: традиция в эпоху модернизации», обсуждение которой прошло 25 мая 2016 г. на заседании экспертной группы, в число членов которой я входил. Понимание процессов модернизации чрезвычайно важно для анализа многообразного универсума традиционной культуры Туниса, являющейся частью его современности. Структура выпускной квалификационной работы включает Введение, четыре главы (Этнокультурные и социокультурные процессы в тунисском обществе эпохи перемен, Религия и магия, Тунисский фольклор и модернизация, Место и роль новых технологий в «народной культуре» современного Туниса), Заключение, Список источников и литературы, Приложение (Глоссарий, Список информантов и их краткие биографические сведения, Указатель тунисских народных сказок из сборника А.аль-Ариби, Некоторые тунисские народные сказки из репертуара А.аль-Арви). Выбор автором исследовательской стратегии является во многом новаторским. Отечественная наука долгое время при изучении «традиционных культур» опиралась преимущественно на письменные источники, однако последние исследования в этой области показывают необходимость расширения методологической базы и применения новых подходов, примером чего может считаться работа А.Ю. Коровкиной. Автор использовала широкий спектр социологических и антропологических исследовательских практик в ходе многочисленных поездок в Тунис: участвующее (включенное) наблюдение, глубинное интервью, методы визуальной антропологии. Были проанализированы аудиовизуальные материалы: записи радиопередач, телевизионные программы, игровые фильмы, которые, несомненно, и отображают, и конструируют «народную культуру». Современная социокультурная и политическая практика Востока со всей очевидностью показала, что инновации не всегда приходят на смену традиции, как это мыслилось не только в рамках эволюционизма и марксизма, но и в теории модернизации, неоэволюционистского направления, в рамках которого в последнее время рассматривались процессы модернизации Востока. Выводы А.Ю. Коровкиной указывают на верное понимание реализации инноваций в «народной культуре» современных тунисцев. Автору удалось собрать качественный материал относительно бытования «традиции» в социокультурном пространстве современного Туниса в условиях модернизации, включая культурно-психологический аспект. В частности, был сделан интересный вывод о бесконфликтном сосуществовании разных идеологических представлений в индивидуальном сознании, которое «умеет примирять архаику и модернизм». Надеюсь, автор продолжит разработку этой идеи в будущем, что многое может объяснить в поведении представителей современного Востока. Структура выпускной квалификационной работы, а также сделанные соискателем выводы соответствуют поставленным автором целям и задачам, сформулированным в начале работы. Считаю, что цели в целом достигнуты, а задачи успешно решены. Работа заслуживает самой высокой оценки. Суворов М.Н., д.ф.н., профессор кафедры арабской филологии СПбГУ