Отзыв научного руководителя проф. М.А.Родионова на выпускную квалификационную работу «Модернизация в «народной культуре» Туниса: от колониального периода до 2011 г.» аспирантки Кафедры истории стран Ближнего Востока Восточного факультета СПбГУ Анны Юрьевны Коровкиной. СПб., 2016г. Понятие «народной культуры» и ее место в духовной жизни современного арабского мира – важный аспект культурной истории народов региона в новейшее время. А.Ю.Коровкина определила круг своих научных интересов с самого начала обучения в университете, на протяжении нескольких лет занимаясь изучением традиционной культуры стран Магриба. Ее бакалаврская и магистерская диссертации были посвящены исследованию словесности Туниса. В аспирантуре А.Ю.Коровкина расширила тему своей работы, поставив задачу провести комплексный анализ «народной культуры» современного Туниса с точки зрения двух основных тенденций развитий: традиции и модернизации. ВКР представляет собой вторую главу кандидатской диссертации А.Ю.Коровкиной, посвященную процессу модернизации, который условно можно обозначить периодом, начиная с получения страной независимости в 1956 г. и заканчивая Второй Жасминовой революцией в 2011 г. Структура выпускной квалификационной работы хорошо продумана и отвечает ее задачам. Работа состоит из Введения, четырех глав основной части, Заключения, списка источников и литературы, а также Приложения, которое включает в себя глоссарий, список информантов и их краткие биографические сведения, указатель тунисских народных сказок из сборника А.аль-Ариби, переводы сказок из репертуара А.аль-Арви. Во Введении сформулированы цели, принципы и задачи исследования, очерчена его источниковедческая база на европейских и арабском языках (в его литературном и в местном разговорном вариантах). В первой главе А.Ю.Коровкина рассматривает этнокультурные и социокультурные процессы в тунисском обществе в эпоху модернизации. Глава имеет два раздела. Первый посвящен этническому составу населения Туниса, второй – гендерному вопросу в тунисском обществе. Вторая глава посвящена месту религии и магии в «народной культуре» Туниса. Автор подробно излагает и анализирует постепенные изменения традиционной культуры Туниса, ставшие основой для формирования нового восприятия обоих предметов тунисцами. В третьей главе рассматривается сказочный фольклор и институт сказительства. В ходе модернизации многие национальные элементы сказочного фольклора были утрачены, в том числе институт сказительства как самостоятельное профессиональное образование прекратил свое существование. В двух разделах третьей главы А.Ю.Коровкина исследует причины деформации этого культурного механизма и сохранившееся наследие устной традиции. Четвертая глава анализирует место и роль новых технологий в «народной культуре» Туниса. Одним из уникальных явлений модернизации стало вхождение продуктов технического прогресса в повседневную жизнь тунисцев. Как происходил этот процесс и каковы его результаты, рассматривается в двух разделах последней главы. Поглавные выводы исследования обобщаются в Заключении. Работа А.Ю.Коровкиной выделяется непосредственным знакомством с изучаемой «народной культурой» Туниса, хорошим знанием современной ситуации в стране, целенаправленным интересом к развитию региона в целом. Она провела шесть полевых сезонов в Тунисе, побывав в разных частях страны. Хотелось бы отметить высокий уровень знания тунисского диалекта арабского языка А.Ю.Коровкиной и умение применять последние методологические разработки, в частности, в вопросе исследования новейших технических достижений и их влияния на культуру повседневности современных тунисцев. Не случайно ее описанием фольклорных сюжетов заинтересовался Ю.Е.Березкин, крупнейший специалист по изучению распространения фольклорных мотивов, и учел ее материал в своей работе. Надеюсь, что выпускная квалификационная работа А.Ю.Коровкиной в составе ее кандидатской диссертации, после соответствующей доработки, будет опубликована в виде книги. Считаю, что энтузиазм и кропотливая работа аспирантки заслуживают отличной оценки. д.и.н., проф. М.А.Родионов 22 июня 2016 г.