Отзыв на выпускную квалификационную работу Е.И. Гусевой «Художник как куратор нереализованного проекта с конца 1980-х по 2010-ые». Магистерская диссертация Е.И. Гусевой затрагивает важную и актуальную проблематику функционирования нереализованного проекта (намеренно или вынужденно незаконченного произведения) в системе современного искусства XX-XXI вв. и – шире – в сфере модернистского и постмодернистского культурного производства. Базовый вопрос, которым задается исследователь, заключается в том, насколько и каким образом фактор незавершенности конкретной работы или нереализованности первоначального замысла влияет на последующую творческую активность и карьерную репутацию художника? Насколько он переопределяет принципы работы арт-институций, динамику художественного рынка и траектории развития теоретического знания. В представленном квалификационном сочинении достаточно обстоятельно затронуты и эстетический, и прагматический аспекты данного вопроса. По мнению автора диссертации, нереализованный проект из формата черновика или наброска, сознательно сокрытого от массовой аудитории, постепенно превращается в предмет публичного экспонирования в музейном или галерейном пространстве. Кроме того, сегодня культивируются практики собирания и размещения незавершенных и недоделанных начинаний на сетевых электронных ресурсах, – о чем свидетельствует проект «Agency of unrealized projects», локализованный на интернетовской платформе E-Flux (организованной Антоном Видоклем). Так, в эпоху массовых электронных коммуникаций и высоких компьютерных технологий нереализованные проекты, как правило, представлены в онлайновом режиме глобальной сети Интернет, что позволяет компенсировать художнику невозможность воплотить его креативный замысел в музейном или выставочном зале. Именно ситуация тотальной нехватки финансовых и временных ресурсов, ставшая отличительным знаком процессов прекаризации в искусстве начала XXI века, заставляет агентов современной арт-сцены постепенно отказываться от установки на формальную завершенность своих кураторских или индивидуальных проектов. Возможно, именно ориентация на принципиальную недоработку художественного объекта окажется в первой половине нового столетия отличительным признаком уже обозначившейся сегодня прекарной креативности, делающей акцент в первую очередь на спонтанный процесс художественного производства, нежели на его рыночный результат. Обостренный интерес культурной среды к художественным стратегиям, предполагающим приостановку проекта в настоящем или его откладывание на будущее, уловлен в чрезвычайно резонансной и масштабной экспозиции «Unfinished: Thoughts Left Visible». Выставка эта, удостоенная самых положительных и хвалебных критических оценок, по сути, сделалась «визитной карточкой» недавно открывшегося в Нью-Йорке нового департамента музея Метропополитен под названием Met Breuer (расположен этот департамент в здании бывшего музея Уитни). Данная экспозиция (развернутая на двух этажах и включившая в себя около 200-х незавершенных работ признанных и харизматических художников, от Ренессанса до постмодернизма) выстраивает – следуя жестко продуманной кураторской логике – параллельную историю искусства, историю не достижений, завоеваний и свершений, а историю упущенных возможностей и невоплощенных задумок. Знакомясь с незаконченными работами Тициана, Рембрандта, Эль Греко, Тернера и Сезанна, а также Пикассо, Раушенберга, Баския и Марлен Дюма, зритель убеждается, что помимо знакомой ему магистральной истории искусства, рассказанной в академических учебниках, имеется еще и множество альтернативных историй, потенциально заложенных в этих недоделанных шедеврах. Автор диссертации подробно останавливается на таких интернациональных проектах, как «Agency of unrealized projects» и «UTOPIEdocumenta», а также на ряде российский инициатив (например, на кураторском проекте Кирилла Светлякова «Дмитрий Пригов. От ренессанса до концептуализма»). Таким образом, исследователь фокусируется на возможности альтернативной истории искусства, где учитываются именно нереализованные проекты, и, попутно, доказательно мотивирует необходимость научной концептуализации подобной истории и включения ее в академический дискурс. Текст магистерской диссертации, чрезвычайно богатый иллюстративным материалом и справочными сведениями, характеризуется описательным, дескриптивным характером. В нем наличествуют обширные классификации, перечисления, упоминания различных нереализованных проектов, но временами отсутствует их дискурсивная проработка, их историко-культурная или социально-политическая интерпретация. В результате, в диссертационном исследовании акцент ставится именно на архивную каталогизацию незавершенных проектов, в результате чего их системное и концептуальное осмысление будто отходит на второй план. Подобный методологический подход оставляет открытыми и недостаточно проработанными целый ряд дискуссионных моментов. В частности, в диссертации обойдены вниманием и практически нераскрыты социально-политические измерения конкретных незаконченных проектов. Также не достаточно проанализированы идеологические, этические или мировоззренческие причины отказа художника от реализации тех или иных художественных интенций. В диссертации присутствует пунктирно прочерченная хронология отдельных нереализованных проектов от 1960 до 2000-х гг., в ней убедительно продемонстрирована энциклопедическая эрудиция автора (читатель работы знакомится с незавершенными проектами Луиз Буржуа, Розмари Трокель, Криса Бердена, Джефа Уолла и др.). Тем не менее, сам чрезвычайно спорный, интригующий феномен нереализованного проекта оказывается все-таки недостаточно истолкован и рассмотрен в контексте эстетической теории модернизма или постмодернизма (несомненно работу украсил бы более высокий уровень цитирования классиков эстетической мысли XX века, от Теодора Адорно и Вальтера Беньямина до авторов круга журнала «Октобер», Розалинд Краусс или Хола Фостера). Автор диссертации обнаруживает мастерское владение терминологическим аппаратом постмодернистской теории искусства и проявляет высокие навыки критического письма. Обнаруживаемая порой в тексте работы нехватка научно-академической концептуализации всецело восполняется масштабным и всесторонним охватом изучаемого материала. Несмотря на некоторые вышеизложенные замечания, магистерская диссертация Е.И. Гусевой полностью соответствует требованиям, предъявляемым к выпускным квалификационным сочинениям. Диссертация отличается композиционной и стилистической продуманностью, демонстрирует профессиональное владение понятийным инструментарием современного искусствоведения и умение работать с различными аналитическими приемами академического письма. Работа Е.И Гусевой может претендовать на самую высокую оценку, и автор диссертации безусловно заслуживает присуждения ему степени магистра по специальности «Кураторские исследования» и по направлениях подготовки 50.04.01 «Искусства и гуманитарные науки». Д.Ю. Голынко, кандидат искусствоведения, доцент, Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения Dmitry Golynko Ph.D., Associate Professor St. Petersburg State University of Film and Television