РЕЦЕНЗИЯ на выпускную квалификационную работу магистра лингвистики Чжао Цзюньтао «Речевое поведение былинно-сказочных персонажей в современных мультфильмах» Данная выпускная квалификационная работа студентки II курса магистратуры Чжао Цзюньтао представляет собой законченное исследование, посвященное важной и актуальной проблеме – речевому поведению персонажей в современных мультфильмах, т.к. именно мультфильмы являются в настоящее время очень популярным жанром как у детей, так и у взрослых. Их роль в формировании речевого поведения человека очень велика. Образы героев мультфильмов имеют большое воспитательное значение в силу их яркости, доступности и привлекательности. Язык – явление живое, постоянно развивающееся, поэтому и речевые характеристики персонажей в современных художественных произведениях и мультфильмах, естественно, меняются и эти трансформации наиболее показательны на примере речевого поведения былинных героев серии мультфильмов о трех богатырях «Добрыня Никитич и Змей Горыныч", "Алеша Попович и Тугарин Змей "и "Илья Муромец и Соловей Разбойник". Выпускная квалификационная работа магистра лингвистики Чжао Цзюньто является актуальной, своевременной и современной научной работой. Автор в результате глубокого анализа имеющейся литературы, опираясь на теоретико-методологическую основу, определила объект и предмет, четко сформулировала цель и задачи исследования, что способствовало в ходе выполнения работы их реализации. Список использованной литературы свидетельствует об эрудиции автора, что и помогло успешно провести исследование. Необходимо положительно оценить и формулировку гипотезы. Комплекс методов, используемых г-ой Чжао Цзюньтао, адекватен объекту, предмету, целям и задачам исследования. Задачи исследования: собрать версии различных сказок, в которых действуют герои; проанализировать речь и поведение героев в русских народных сказках, описать их качества в сказке; проанализировать речь и поведение героев в современных мультфильмах; сравнить образы героев классических сказок и их современные интерпретации, проанализировать причины изменений. Первая глава посвящена теоретическим основам речевого поведения персонажей в художественных произведениях. Рассматриваются вопросы определения понятия «речевое поведение», речевое поведение как объект лингаокультурологии, художественный образ как основной элемент художественного произведения и языковые средства создания образа-персонажа в художественном произведении. В результате исследования автор приходит к заключению, что коммуникативное (или речевое) поведение — это поведение (вербальное и сопровождающее его невербальное) личности или группы лиц в процессе общения, регулируемое нормами и традициями общения данного социума. Речевое поведение определяется закономерностями употребления языка в речи, а также социально-психологическими условиями осуществления языковой деятельности. Речевое поведение обладает ярко выраженной национальной спецификой, оно обусловлено историческими, социальными и культурными причинами. Художественный образ не просто отражение действительности, а ее художественное обобщение, это созданный, «рукотворный», продукт идеализации или типизации действительных фактов, событий или персонажей. Одним из основных средств создания художественного образа выступает языковая характеристика персонажа. Во второй главе представлен подробный анализ языковых средств представления героев в былинах и сказках (Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алёши Поповича). В образах трех богатырей воплощаются основные особенности героев в народном представлении, воплощена основная идея - защиты родной земли. Интересным представляется анализ речевого поведения данных персонажей, подтвержденных яркими примерами. Выделяются основные черты характера положительных героев, такие как чувство собственного достоинства, сила, отзывчивость, справедливость, могущественность, самостоятельность, заботливость. Автор отмечает в речи Ильи Муромца обилие уменьшительных и уменьшительно-ласкательных форм, большое количество эпитетов, повторов, народно-разговорных форм. Речь Добрыни Никитича, по мнению автора, схожа с речью Ильи Муромца, хотя в ней отмечается наличие элементов устного разговорного стиля, не очень характерного для эпоса. Материал интересный и, несомненно, важный. При анализе речевого поведения отрицательных персонажей автор отмечает наличие разговорной окраски и отсутствие экспрессивной лексики. Исследовательская часть, на наш взгляд, отличается значительной самостоятельностью, творческим применением существующей литературы к анализу речевого поведения. При сопоставлении речевых характеристик героев мультфильмов и их предшественников из сказок г-жа Чжао Цзюньтао отмечает, что типичной формой высказывания героев былин является монолог, для современных героев более привычна форма диалога и систематизирует характеристики речевого поведения героев былин современных мультфильмов в таблице. Выводы объединены в Заключении, которое представляет собой системное обобщение полученных результатов исследования. В нем прослеживаются и перспективы дальнейшей работы над материалом, что свидетельствует о сформировавшейся профессиональной компетентности автора. Результаты проверки текстовых совпадений - 16%. Высоко оценивая рецензируемую работу как в теоретическом, так и в практическом плане, считаем необходимым выразить ряд замечаний. Во введении необходимо отметить степень влияния современных мультфильмов на формирование речевого поведения человека, а не только сказочных персонажей. Так как темой исследования является речевое поведение былинно-сказочных персонажей в современных мультфильмах, больше внимания уделить исследованию речевого поведения современных сказочных персонажей. Несколько умоляет значимость данного исследования отсутствие приложения, где наглядно были отражены результаты исследования. Автор исследования приходит к выводу, что ведущей формой речи современных героев стала прямая речь, а именно диалоги героя с другими действующими лицами, но этот аспект в данной работе практически не анализируется. В целом, выпускная квалификационная работа магистра лингвистики Чжао Цзюньтао представляется серьезным, самостоятельным исследованием, отличается актуальностью, научной новизной, практической и теоретической значимостью и заслуживает самой высокой оценки. Кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка Санкт-Петербургского университета МВД России Л.Г. Голяшова