ОТЗЫВ официального оппонента о магистерской диссертации Ли Цици на тему «Отражение проблем современного образования в СМИ Китая» профиль магистратуры – «Международная журналистика» Магистерская диссертация посвящена важным вопросам социальной журналистики – освещению проблем образования, в частности, современным подходам к решению вопросов образовательного процесса путем отражения данной тематики в СМИ. Опыт, практика образовательной сферы Китайской Народной Республики, а также коммуникативная составляющая образовательной политики страны важен и для российского пространства. Интерес к данной тематике медийных выступлений объясняется тем, что в последнее время журналисты рассматривают различные модели функционирования образовательной системы. Кроме того, появляется все больше материалов о создании и возрождении национальных образовательных традиций, одновременно использовании положительного мирового опыта образования. Таким образом, актуальность темы магистерской диссертации не вызывает сомнений. Новизна и научная значимость положений диссертации представлена результатами изучения средств массовой информации Китая; эти результаты являются новаторскими по отношению к российской научной действительности, так как исследований по СМИ Китая в Росси не так много. В диссертации рассматриваются материалы прессы Китая, отражающие вопросы современного образования на примере трех газет: «Наньфан Души Бао» («Южная городская газета»), «Синьцзин Бао» («Пекинские новости») и «Дунфан Цзао Бао» («Восточная утренняя газета»). Анализируемый круг вопросов достаточно широк. Он включает в себя изучение особенностей государственной политики Китайской Народной Республики в области образования, редакционной политики в освещении темы образования в СМИ, обращение к типологическим признакам китайской прессы, отражение этих признаков на специфике написания материалов. Правильно определены объект и предмет исследования; рабочие гипотезы и положения, выносимые на защиту, логичны и своевременны. Достоверность результатов обеспечена методически верным инструментарием изучения. При написании диссертации использовался комплекс общенаучных и специализированных методов: сравнение, интерпретация, наблюдение, работа с документами, мониторинг, контент-анализ, метод анализа и синтеза. К достоинствам работы следует отнести апробацию результатов, так как предварительные выводы были опубликованы Ц. Ли в виде тезисов и представлены докладом на студенческой научной конференции (март 2015 г.) Структура диссертации подчинена общей цели – рассмотреть систему образования Китая, современные китайские СМИ и выявить проблемы, с которыми сталкиваются журналисты при освещении данных вопросов. Решая задачи, поставленные для достижения цели, магистрантка анализирует тенденции развития журналистики в сфере образования (официальный термин в научной периодике КНР, как указывает Ли Цици). Первая глава ««Образование и СМИ в Китае» обращается к анализу системы современного образования КНР, состояния функционирования на сегодняшний момент, а также проблемам современного образования, возникновению и развитию ведущей городской прессы. По сути, она является добротным реферированным результатом обзора литературы на предмет изучения средств массовой информации. Автор совершенно справедливо указывает на то, что образование играет чрезвычайно важную роль, являясь одной из главных сфер человеческой деятельности, движущей силой в строительстве общества и развитии страны (С. 8). Вторая глава «Возникновение и развитие китайской журналистики в сфере образования» приводит определения базовых понятий, описывает типологию классификация журналистских текстов в сфере образования. Автор анализирует особенности освещения образования в ведущей городской прессе. Сравнительный анализ помогает Ли Цици сделать логичный исторический обзор прессы Китая и отражения тематики образования в прошлые годы. Третья глава называется «Освещение проблем современного образования в прессе Китая на примере «Наньфан ДушиБао» (Южная городская газета)», она является результатом эмпирических исследований магистрантки: приводится мониторинг публикаций в газете «Наньфан Души Бао» за 2015 г.; проанализированы публикации по проблемам современного образования по тематике, выявлены основные проблемы современного образования; рассматриваются публикации, которые востребованы читателем: о самых насущных вопросах образования, о вступительных экзаменах в вузах. Эта глава выглядит наиболее удачной с точки зрения предложений и выводов, научно-практической значимости, однако, она содержит самое большое количество ошибок. Диссертация представляет собой законченное, самостоятельное исследование. Структура работы отвечает поставленным задачам. Эти задачи успешно выполнены: проанализирована система современного образования КНР и современные китайские СМИ; выявлены основные особенности журналистики в сфере образования, а также специфику подачи информации в сфере образования; выделены тематические направления, посвященные проблемам современного образования в китайской прессе; в конце работы автор предлагает наиболее эффективные способы отражения темы образования в китайской прессе. По поводу вопроса о заимствованиях. Согласно данным системы Blackboard СПбГУ, заимствования составляют 7 %. Анализ текстуальных совпадений между текстом диссертации и источниками, авторство которых установлено, проведенный в системе Blacboard в программе Safe-Assign и исследование текстуальных совпадений показало, что выявленные совпадения носят технический характер (даты, названия источников, учреждений, адреса в Интернете). Магистерскую диссертацию можно считать самостоятельным авторским исследованием. В качестве замечаний следует отметить: 1) не очень убедительный список учебных пособий, источников, монографий по кафедре международной журналистики, то есть специализации автора. Вероятно, это обусловлено междисциплинарным подходом к изучению темы. Количество источников можно было дополнить литературой (статьи, монографии, учебные пособия) по теории журналистики, социологии массовых коммуникаций. 2) В работе много орфографических ошибок. Автора извиняет то, что она пишет на иностранном языке. 3) Результаты исследований, описанные в третьей главе и заключении можно было подтвердить документальным материалом в приложениях. Выводы: Диссертационное исследование Ли Цици полностью соответствует требованиям, предъявляемым к диссертациям. При условии успешной публичной защиты рецензент рекомендует высокую положительную оценку (отлично), а фрагменты сочинения – к публикации. С.А. Левина, доцент кафедры управления общественными отношениями Северо-Западного института управления РАНХиГС, кандидат социологических наук 20 мая 2016 г.