РЕЦЕНЗИЯ на выпускную квалификационную работу магистрантки 2 курса программы «Реклама и связи с общественностью» Сун Юй на тему: «Стратегии и технологии продвижения российских магистерских программ на китайском рынке образовательных услуг» Научный руководитель – Д.П. Шишкин, кандидат философских наук, доцент Тема магистерской диссертации Сун Юй представляется особенно актуальной в связи с тем, что магистерское образование, в целом, а также способы и технологии его продвижения, в частности, в настоящее время вызывают значительный интерес российских и зарубежных исследователей. Кроме того, сегодня китайский рынок потенциальных магистрантов является в настоящее время весьма привлекательным для зарубежных партнеров. Для раскрытия заявленной темы автор исследует в первой главе работы опыт продвижения образовательных программ ведущих зарубежных университетов: даёт общую характеристику организации магистерских программ, изучает инструменты, средства, каналы их продвижения, особенности эволюции магистерских образовательных программ в Китае, проводит сравнительный анализ систем высшего образования в Китае и России. Магистрант делает вывод о том, «что современное российское образование еще не в полной мере освоило мировой рынок образования, что связано с неизученностью способов продвижения образовательных программ». Кроме того, Сун Юй выделяет проблемы, мешающие российскому образованию конкурировать с европейскими университетами (например, «проблему модульного образования», а также важную для магистратуры проблему максимально самостоятельной работы студента»). Вторая глава рецензируемой работы представляет собой логично выстроенное собственное эмпирическое исследование каналов продвижения российских магистерских программ на китайском рынке образовательных услуг: приводится краткая программа исследования, далее следуют основные результаты анализа 330 сайтов российских высших учебных заведений по изучаемой проблеме, основные выводы по итогам экспертных интервью с руководителями международных отделов и кураторов направлений международного сотрудничества ряда петербургских вузов и преподавателями нескольких китайских университетов, опроса китайских магистрантов. В приложениях содержатся данные, позволяющие судить как о методике, так и о представленности результатов. Таким образом, представляется возможным говорить о том, что в целом работа состоялась, поставленные цели и задачи в основном выполнены, тем не менее, она не свободна от недостатков. Во-первых, на наш взгляд, главной задачей первой главы работы был анализ сходства и различия структуры и содержания магистерского образования в России и Китае, возможных преимуществ и проблем, которые возникают при продвижении отечественных программ на китайский рынок. Именно на этом основании могут разрабатываться стратегия и технология управления процессом. Во-вторых, результаты эмпирического исследования, приведенные во второй главе, требуют более тщательного методологического обоснования, это касается, в частности, не хватает обоснования выборки экспертов и респондентов, принявших участие в анкетировании. К сожалению, в работе содержатся стилистические погрешности и опечатки. В целом, выпускная квалификационная работа Сун Юй соответствует основным требованиям, предъявляемым к данного вида работам, и заслуживает положительной оценки. К.филос.н., доцент кафедры «Связи с общественностью» СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Л.В. Шарахина