РЕЦЕНЗИЯ на магистерскую диссертацию Лю Цзинбо «Телевизионная документалистика КНР (на примере CCTV)» Профиль магистратуры - «Международная журналистика» Актуальность темы диссертационного исследования, представленного для защиты, не вызывает сомнения. Телевизионная документалистика Китая в настоящее время находится на этапе бурного технологического и творческого развития. В поисках направления этого развития документалисты КНР вынуждены искать ориентиры, опираясь на собственный исторический и зарубежный опыт. С одной стороны, оставаясь основным информационным, просветительским каналом для передачи государственных идей огромной массе населения, оно гарантированно находится под финансовым, политическим и кадровым вниманием со стороны государства и Компартии Китая, с другой – вступая в конкурентную борьбу, вынуждено ориентироваться на рыночные условия существования. Кроме того, телевидение выполняет важную роль в системе иновещания, что требует от него учёта конъюнктуры, складывающейся на международном телевизионном поле документалистики. Всё это делает работу Лю Цзинбо своевременной и вполне оправданной в качестве направления исследования. Вполне понятна и не вызывает возражения цель данной работы, а также поставленные задачи, которые определяют структуру и логику исследования. Обоснованы и определены объект и предмет исследования, а также методы, которые использует автор для решения поставленных научных задач. Определена эмпирическая база, которая позволяет проводить исследование. Магистерская диссертация состоит из трёх глав, которые последовательно и органично дополняют друг друга, развивают и оформляют исследование в единое целое. В первой главе автор исследует историю зарождения и развития кино- и теледокументалистики. Очень подробно анализирует немногочисленные источники по заданной теме, систематизирует материал и обозначает этапы становления экранной документалистики. Здесь же делается попытка проанализировать сновные тематические направления, по которым развивалась документалистика КНР. Свои аргументы Лю Цзинбо подтверждает количественными показателями. Во второй главе автор исследования обращает внимание на роль документалистики в формировании внешнего имиджа страны, анализирует историю вопроса, опираясь на историю развития государства и показывая тесную взаимосвязь государственной политики с содержанием работ китайских документалистов. В третьей главе автор рассматривает современное состояние теледокументалистики на примере эфирных материалов главного телевизионного канала страны. Таким образом, магистерская диссертация Лю Цзинбо представляет собой научное сочинение, соответствующее требованиям жанра, и в целом удовлетворяет критериям, предъявляемым к магистерским диссертациям в СПбГУ. Верно её наблюдение, что между кинодокументалистикой и теледокументалистикой существуют и противоречия, и взаимозависимость. Интересны, причём, требуют осмысления и в нашем Отечестве, факты о слиянии студий документальных фильмов и телевидения. "Киностудия предоставила богатые исторические хроникальные материалы телевидению, а телевидение предоставило кинодокументалистике широкое пространство для демонстрации своей продукции и большую аудиторию. Телевизионщики, снимающие документальные фильмы, продолжили традицию кинодокументалистики, творческая идея теледокументалистики сильно повлияла на кинодокументалистов" - пишет автор. И делает вывод: "Разобщенность между режиссёрами документального и художественного фильма постепенно сходит на нет". По данным проверки системы Blackboard работа Лю Цзинбо оригинальна на 91%. Однако в работе есть ряд недочётов, которые могут быть приняты во внимание: 1. Неточность в написании фамилии советского режиссёра Якова Блиоха, когда на стр. 27 упоминается его дебютный фильм "Шанхайский документ", посвящённый происходившей в Китае в 1925-1927 г.г. народной революции. 2. Также и в фамилии американского журналиста Эдгара Сноу допущена ошибка или опечатка, возможно, связанная со спецификой перевода. 3. Фильм оператора и режиссёра Романа Кармена, известный у нас, как "Китай в борьбе" (1938) назван "Китай воюет", а его же фильм "В Китае" (1942) датирован 1938 годом. 4. Документальный фильм «Победа китайского народа» снимался совместно с СССР (Центральная Студия кинохроники, режиссёр Леонид Варламов) в 1950 году. Так же, как и «Освобождённый Китай» (Киностудия имени Горького, 1950), где режиссёром был Сергей Герасимов. А вот Сталинскую премию первой степени авторы этих фильмов (китайские и советские) получили в 1951 году. Указанные недостатки никоим образом не снижают общее хорошее впечатление от проделанного автором исследования. Лю Цзинбо заслуживает присвоения ей искомой степени магистра журналистики, а магистерская диссертация – положительной оценки. Официальный рецензент – доцент кафедры режиссуры телевидения Санкт-Петербургского Государственного Института Кино и Телевидения кинорежиссёр-документалист, продюсер, руководитель АНО "Киностудия ПС" Солдатенков Пётр Яковлевич.