РЕЦЕНЗИЯ на магистерскую диссертацию «ЖУРНАЛИСТИКА КИТАЯ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДИНАМИКЕ (2000-2014 г.)» магистрантки Е Цзявэнь Направление подготовки – « Журналистика» Профиль магистратуры – « Журналистика и культура общества» В XXI веке Китай все более решительно и настойчиво заявляет о себе на мировой арене и переходит к более активной внешнеполитической стратегии. Проводится политика открытости внешнему миру. В короткое время преодолена изоляция, в которой страна находилась фактически на протяжении двух с лишним веков. Китайский опыт социально - экономических реформ привлекает внимание к себе со стороны всего мира. Несомненный интерес вызывает и актуальная тема магистерской диссертации Е Цзявэнь, которая анализирует изменения, происходящие в журналистике на рубеже третьего тысячелетия. Руководство страны взяло курс на перевод СМИ в формат рыночных отношений, что требует принципиально новых подходов к функционированию информационных институтов. Цель диссертантки - выявить специфику китайской журналистики в условиях глобализации, возникновения новых СМИ, и ее работа несомненно будет востребована в современной медийной практике, в научной среде, в образовательном процессе. Рецензируемая диссертация имеет логичную структуру, состоит из Введения, двух глав, Заключения, обширного Списка литературы и содержательного Приложения. В первой главе автор описывает теоретико-методологический аппарат исследования, определяет основные категории журналистики как феномена современной культуры, рассматривает этапы развития китайской журналистики в тесной связи с историей страны, а также изменения традиционных китайских СМИ в эпоху развития новых технологий. Диссертантка пытается всесторонне рассмотреть социокультурную динамику журналистики в свете экономических и политических реформ, происходящих в стране, а также в условиях интенсификации процессов глобализации. Убедительно и подробно анализирует явления, связанные с развитием информационно-коммуникативной технологии, распространением социальных сетей, он-лайн среды, приводит примеры участия аудитории в глобальном информационном обмене. Центральный раздел – о партийном руководстве СМИ, об идеологических задачах, которые КПК выдвигала перед журналистикой на разных этапах развития страны. Автор подробно останавливается на характеристике принципа партийности, а также на задачах «глобализации, интернационализма и многообразия» китайской журналистики. Рассматриваются, в основном, партийные и государственные СМИ, которые являются самыми развитыми и стабильными в стране, так как в политической структуре Китая – правящая КПК стремится быть авангардом всего народа. Вторая глава посвящена анализу особенностей журналистики Китая в социокультурной динамике 2000-2014 годов на примере аудиовизуальных СМИ –«CCTV -13» (CCTV News), «Радио Китая», а также Интернета. Систематизирован и переведен на русский язык значительный пласт китайских источников по истории журналистики, в частности, диссертация Чжан Лигуана, в которой впервые комплексно изучается развитие журналистики в контексте современных коммуникационных процессов. В последнее время в китайских исследовательских организациях возник целый ряд институтов, занимающихся изучением функционирования СМИ в современном мире. Существует большой объем научной литературы в этой области, и во второй главе автор впервые вводит в «русскоязычный научный оборот» труды таких исследователей, как Юэ Мяо, У Синь Сюнь, Чен Шуан, Ван Цхань, Пань Чхао Хуа, Чжан Фу Цзе и других. Эти разделы диссертации можно рекомендовать использовать в курсе истории зарубежной журналистики и наших вузов. Собран обширный эмпирический материал, причем теле- и радиопрограммы обозреваются по жанрам, методам подачи, формам связи с аудиторией. Особый интерес представляет Приложение, в которое включено большое количество диаграмм и таблиц с итогами социологических исследований эффективности воздействия СМИ на китайскую аудиторию; приложены иллюстрации заставок программ ведущих телеканалов. Е Цзявэнь отмечает, что изменения в СМИ происходят, главным образом, под влиянием внешних факторов, но подчеркивает тенденцию к использованию национальных традиций. Так, в телевизионных ток-шоу встречаются элементы китайского народного устного рассказа пиншу и сяншэн (с.68-69). Хотелось бы, чтобы таких примеров национальной специфики во второй главе было больше. Теоретическая база исследования органично дополняется эмпирическими данными; результаты и выводы в Заключении обоснованы и убедительны. В то же время, хотелось бы обратить внимание на некоторые замечания. Не выделены основные этапы культурно-исторического развития внутри исследуемого периода, а вопросы динамики СМИ рассматриваются в большей степени с точки зрения технологической и организационной. В стороне остаются – правовой, морально-этический и экономический аспекты. Не указаны законодательные акты, регулирующие телерадиовещательные отрасли (как законы влияют на редакционную политику?). Не уточняется, какова роль рыночной экономики, медиагрупп, созданных в последнее время по западному образцу, в развитии ТВ и радио страны. Больше внимания уделяется количественным изменениям в СМИ: вторая глава перегружена техническими терминами и статистическими данными, материалами справочного характера. Не хватает анализа специфики журналистской работы, творческих приёмов конкретных репортеров и публицистов. Важно было бы проследить, как менялось за 14 лет качество журналистской деятельности в связи с «развитием глобализации, техники и новых медий». Больше внимания уделяется не содержанию программ, а формам подачи, спецэффектам, визуальным приемам: перечисляются многочисленные ток-шоу, в которых «отражаются актуальные проблемы», но конкретные темы выпусков не называются. Автор не комментирует факты усиления государственного контроля в области Интернета (проект «Золотой щит», «черные списки» запретных тем и др.), что отмечают представители международных правозащитных организаций. По данным организации «Репортеры без границ», в 2015 году Китай занял 176 место в мировом рейтинге свободы прессы (из 180). Отметим, что некоторые исследователи современных китайских СМИ (Ли Янь, Е.Зайцев) рассматривают влияние пропагандистских форм и элементов цензуры на современную журналистику Китая. . Е Цзявэнь не всегда корректно находит русский эквивалент профессиональным терминам: особенно это касается названия информационных жанров, видов иллюстрации, классификации ток-шоу, инфотейнмента. Не везде даются сноски на первоисточники, встречаются опечатки. Система Blackboard фиксирует 6% заимствований технического характера. В целом указанные замечания не снижают общего позитивного впечатления от работы. Магистерская диссертация Е Цзявэнь удовлетворяет требованиям, предъявляемым к данному виду работ, и заслуживает положительной оценки. Рецензент: профессор кафедры журналистики факультета массовых коммуникаций Института телевидения, бизнеса и дизайна, кандидат филологических наук, член Союза журналистов Ю. Н. Вишневска я 12 мая 2016 г.