Отзыв рецензента на магистерскую диссертацию Чжао Юаньюань «Арт-журналистика Китая на современном этапе» Обращение диссертанта к вопросам журналистского отражения культурной жизни, в частности художественного творчества, несомненно, вызвано глубокой общественной потребностью. При этом слабая изученность арт-журналистики, как в исторической ретроспективе, так и в современном ее состоянии, подчеркивает научную значимость и новизну представленных в магистерском сочинении Чжао Юаньюань материалов и наработок, особенно учитывая этнокультурные особенности непосредственного предмета диссертационного исследования. Чжао Юаньюань в своей выпускной квалификационной работе задалась целью определить состояние арт-журналистики Китая на современном этапе развития. Структура и содержание основной части диссертации отвечают указанной цели. Первая глава диссертации посвящена общим вопросам исследования. Автор пытается раскрыть смысловое содержание арт-журналистики через описание различных сторон этого сложного явления современной медиасферы. Диссертантка вполне резонно рассматривает арт-журналистику в сравнении с развлекательной журналистикой, выявляя принципиальные различия между этими медианаправлениями в освещении ими культурной жизни общества и реализации своей культуроформирующей функции. Значительная часть главы отведена вопросам, связанным с национальной спецификой изучаемого явления. Автором составлена комплексная (то есть учитывающая несколько различных параметров) типология китайских средств массовой информации, специализирующихся на тематике художественного творчества. Диссертантка предпринимает экскурс в историю национальной журналистики, сравнивая сегодняшнее ее состояние с функционированием в прошлом. Особое внимание уделено кризисным моментам, проблемам, наблюдающимся в настоящее время в сфере китайской арт-журналистики. Стоит отметить, что автор не только анализирует наличную ситуацию, выявляя негативные тенденции в развитии арт-журналистики КНР, но и размышляет о возможных путях решения наболевших проблем. Нельзя не согласиться с Чжао Юаньюань в том, что основным фактором позитивных перемен может стать повышение профессионального уровня журналистов и качественное изменение содержания журналистских материалов. Во второй главе представлен комплексный междисциплинарный анализ литературных периодических изданий современного Китая. Диссертантка пытается осмыслить социокультурные аспекты заявленной проблематики, исследуя роль литературного журнала в культурной жизни китайского общества. Автор отмечает, что литературная периодика выступает в качестве хранителя национальных традиций, обеспечивающего преемственность развития китайской культуры, но в то же время справедливо подчеркивает необходимость модернизации журналистской и редакционной деятельности в меняющихся социокультурных условиях. Здесь же обстоятельно обрисовано экономическое положение литературной периодики в настоящее время, выделены сложности, связанные с необходимостью редакций приспосабливаться к рыночным условиям существования. С точки зрения теории журналистики и литературоведения в главе раскрывается специфика литературного журнала как особого типа издания. Несомненный практический интерес представляют предложения автора по поводу стратегии развития литературных периодических изданий КНР в современной социокультурной и экономической ситуации. Рецензируемая работа содержит интересные наблюдения и суждения. Вместе с тем ей явно недостает четкой авторской дефиниции арт-журналистики. Диссертантка верно указывает, что это явление пока остается малоизученным, оно требует глубокой теоретической проработки, но данное обстоятельство как раз от нее самой требует постановки и решения некоторых теоретических задач. Поскольку общепринятого, разделяемого широким кругом исследователей определения арт-журналистики в науке пока не сформулировано, автору стоило дать собственное, рабочее определение, чтобы разъяснить, как трактуется это понятие именно в данной конкретной работе. Более подробной характеристики заслуживают и массмедиа КНР, освещающие вопросы искусства. Эмпирическая часть диссертации сосредоточена исключительно на литературных журналах, что объяснимо, учитывая исключительную культурную роль данного типа периодического издания в китайском обществе. Однако в теоретической части стоило дать всестороннюю общую картину современного развития арт-журналистики в КНР, показать, какие виды искусства и в какой степени освещаются, какие специализированные издания в этой области выходят в стране, какое внимание вопросам художественного творчества уделяют универсальные СМИ. Отметим, что высказанные замечания не снижают общего благоприятного впечатления от выпускной квалификационной работы. Исследование строится на обширных материалах китайских печатных изданий и подкреплено теоретическими выкладками исследователей из различных областей знания. Общие выводы вытекают из содержания глав и хорошо аргументированы, доводы автора вполне убедительны. Магистерская диссертация Чжао Юаньюань «Арт-журналистика Китая на современном этапе» представляет собой самостоятельное исследование актуальной проблемы. Текст ВКР оригинален и не содержит неправомерных заимствований. Работа отвечает необходимым требованиям и заслуживает положительной оценки. 20.05.2016 г. Официальный рецензент – канд. философ. наук, доцент, декан факультета мировой культуры, зав. кафедрой философии и социологии Санкт-Петербургского государственного института культуры А. Е. Хренов