РЕЦЕНЗИЯ на выпускную квалификационную работу магистра лингвистики Чжан Я «Вербальная репрезентация звуков неживой природы в русском языке (функционально-семантический аспект)» Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. То, что выбранная тема актуальна, не вызывает сомнений, поскольку глагольные единицы, номинирующие в русском языке звуки неживой природы, довольно многочисленны и недостаточно описаны. Кроме того, важность изучения семантики глагола в процессе обучения русскому языку как иностранному очевидна. Во введении четко сформулированы объект и предмет исследования, определены методы работы. Структура обеих глав, последовательность изложения и цитируемая научная литература свидетельствуют о том, что Чжан Я проделала значительную работу по осмыслению места и роли глагола в лексической системе современного русского языка. Библиография достаточно полная, содержит работы по данной тематике, опубликованные в последние годы. В своих теоретических изысканиях автор опирается на работы Ю.Д. Апресяна, В.В. Виноградова, Е.И. Зиновьевой, Э.В. Кузнецовой, И.П Слесаревой, Л.А. Новикова, Д.Н. Шмелева и др. исследователей. Рассматривая теоретические положения, Чжан Я определяет и собственную позицию, присоединяясь к той или иной точке зрения. В первой главе подробно рассматриваются теоретические положения, касающиеся лексических объединений русского языка, системности лексики, парадигматических и синтагматических отношений, семантики русского глагола. В частности, говоря о синонимии, автор подчеркивает, что если анализ семантической структуры слова наглядно показывает степень самостоятельности его значения и её пределы, т. е. характеризует системные отношения на уровне одного слова, то синонимия является ярким и убедительным доказательством системных лексических отношений в группах близких по значению слов. Именно возможность синонимизации двух и более лексических единиц позволяет говорить о силе семантической связи между собой. Это теоретическое положение подтверждается результатами анализа семантики глаголов в данной работе. Отдельный параграф первой главы посвящен русскому глаголу, который отличается исключительной сложностью своего содержания, разнообразием грамматических категорий и форм, богатством парадигматических и синтагматических связей. Исследовательская часть работы выстроена очень логично, последовательно. В ней автор предложила классификацию 44 глаголов, обозначающих звуки неживой природы. Были выделены 7 подгрупп по типовой семантике существительных, называющих различные природные материалы, явления, водоемы и пр., которые являются субъектами, производящими те или иные звуки. Анализу были подвергнуты группы глаголов, номинирующих звуки, возникающие под воздействием ветра и под воздействием дождя. Сам функционально-семантический анализ данных глаголов позволил автору сделать интересные выводы. К примеру, глаголы, входящие в одну из групп, – барабанить, стучать и тарабанить – могут рассматриваться как контекстуальные синонимы. Анализ проводился с использованием толковых словарей русского языка и данных «Национального корпуса русского языка», что обеспечивает достоверность выводов. Большую помощь при чтении оказывают многочисленные таблицы, представляя материал в удобном для описания виде. Проверка на плагиат в системе «Blackboard» выявила 26% текстовых совпадений, представляющих собой: 1) корректное цитирование с указанием источника — с заключением в кавычки и без заключения в кавычки (пересказ содержания цитаты); 2) клише научной речи и термины; 3) цифровые знаки композиционной структуры работы (1.1.2), указания на выходные данные (названия городов, указания страниц); 4) имена ученых, названия публикаций (в основном в разделе «Использованная литература»); 5) ссылки на использованный в работе материал, размещенный на сайтах интернета. В целом задачи исследования выполнены, положения, выносимые на защиту, доказаны. Выводы к главам и заключение к работе убедительны. Существенных замечаний по работе нет. Вместе с тем при чтении выпускной работы возникли вопросы по содержанию: 1. Чем обусловлен Ваш выбор для анализа глаголов, номинирующих именно звуки ветра и дождя? 2. Во второй задаче исследования Вы указали, что необходимо отобрать русские существительные и глаголы, номинирующие звуки неживой природы, из лексикографических источников, хотя анализу были подвергнуты только глаголы. Чем это объясняется? В заключение хочется подтвердить, что выпускная квалификационная работа Чжан Я производит впечатление законченного самостоятельного исследования, выполненного на должном уровне, который соответствует требованиям к работам подобного рода. В целом по всем параметрам рецензируемая работа заслуживает высокой положительной оценки. 19.05.2016 Мальцев И. В. к.ф.н., доцент кафедры русского языка и литературы, Национальный минерально-сырьевой университет «Горный»