Отзыв о выпускной квалификационной работе магистра лингвистики ЧЖАН ШУТИН на тему «Лексико-семантическая группа глаголов функционального состояния природных объектов: функционально-семантический аспект» Тема, к которой обращается Чжан Шутин в выпускной квалификационной работе, связана с семантическим анализом глаголов лексико-семантической группы функционального состояния природных объектов и выявлением их функциональных особенностей, что соответствует основным тенденциям современной лингвистики. Данные глаголы широко используются в речи, характеризуя состояние объектов неживой природы, описывая различные природные явления, и входят в ядро семантического поля «неживая природа». Тема отвечает актуальным задачам не только лексикологии, но и культурологии, поскольку анализ рассматриваемых глаголов позволяет выявить особенности их семантики и функционирования, проанализировать парадигматические и синтагматические отношения внутри данной лексико-семантической группы и на основе полученных данных описать один из фрагментов русской языковой картины мира. Актуальность исследования обусловлена тем, что русские глаголы представляют собой наиболее сложную грамматическую категорию при изучении в иностранной аудитории, что объясняется многозначностью глаголов и разнообразием их грамматических категорий и форм, в связи с чем глаголы занимают значительное место в практике преподавания русского языка как иностранного. В настоящее время лексико-семантическая группа признаётся одной из основных форм группировки лексики при обучении русскому языку как иностранному, поскольку она является наиболее ярким выражением системности лексики, учитывая парадигматические и синтагматические отношения. Функционально-семантический анализ глаголов в рамках одной лексико-семантической группы позволяет получить материалы, которые не только вносят вклад в наши представления о возможностях языковой системы, но и могут быть использованы при отборе и организации лексических единиц в целях презентации в иностранной аудитории, а также при разработке тренировочных лексических и лексико-грамматических упражнений. Органичная внутренняя логика изложения нашла отражение в структурном оформлении работы, состоящей в соответствии с требованиями жанра магистерских диссертаций из Введения, двух глав, Заключения, списка использованной литературы и Приложения. В первой главе Чжан Шутин показывает себя как теоретически хорошо подкованный исследователь и удачно демонстрирует свою научную эрудицию, подробно раскрывая пути формирования современных подходов к проблеме выделения и определения сущности лексико-семантической группы, опираясь на исследования таких ученых, как Ф.П. Филин, Д.Н. Шмелев, Л.М. Васильев, Э.В. Кузнецова, Ю.Н. Караулов, Л.Г. Бабенко; описывает лексико-семантическую группу с точки зрения лингводидактики, руководствуясь работами Е.И. Зиновьевой и И.П. Слесаревой; характеризует русский глагол как лексическую, грамматическую и синтаксическую единицу на основе анализа работ В.В. Виноградова, Н.Ю. Шведовой, Н.С. Авиловой, А.В. Бондарко, С. Д. Кацнельсона; рассматривает основные термины, использующиеся в работе. Вторая глава представляет собой собственно лингвистический анализ функционально-семантических особенностей глаголов ЛСГ функционального состояния природных объектов. Чжан Шутин предлагает собственную семантическую классификацию глаголов данной ЛСГ, разработанную на основе отношения этих глаголов к именам, называющим природные объекты; даёт краткую характеристику каждой подгруппы, определяет место рассматриваемых лексических единиц в глобальной классификации русских глаголов и в семантическом поле «неживая природа». Далее автор выделяет и подробно описывает группу глаголов, характеризующих природные осадки (дождь и снег), разделяет их, в свою очередь, на 3 подгруппы, предлагает схемы подгрупп, отражающие их внутреннюю иерархическую структуру. Автор проводит подробный функционально-семантический анализ каждого глагола (всего 19 лексических единиц), выделяя идентифицирующие и дифференцирующие семы в глагольном значении, характеризуя глаголы с точки зрения субъектности/ бессубъектности, эмоциональной оценочности, типичной лексической и синтаксической сочетаемости, описывая парадигматические отношения внутри выделенных подгрупп. Проведенный анализ позволил выявить специфику парадигматических отношений внутри группы исследуемых глаголов, определить типовые глагольные семы, установить сходство и различие в семантике и функционировании глаголов в рамке одной ЛСГ. Анализ показал, что для большинства глаголов характерно наличие включенного субъекта в рамках данной ЛСГ, многие из них отличаются негативной эмоциональной оценочностью, ряд лексических единиц вступает в синонимические отношения. Материалы исследования отражены в таблицах, представленных в Приложении. В целом, следует заключить, что поставленная цель работы достигнута, все задачи выполнены. Результаты исследования, безусловно, найдут применение в практике преподавания РКИ. Проверка на текстовые заимствования программой SafeAssign выявила 13% текстовых совпадений. В результате анализа протокола проверки было установлено, что факты плагиата отсутствуют, так как отмеченные текстовые совпадения представляют собой: а) общеупотребительные фразы научной речи; б) корректно оформленные цитаты из научной литературы и источников иллюстративного материала; в) имена учёных, библиографические описания публикаций; г) цифровая нумерация параграфов. Считаю, что выпускная квалификационная работа магистра лингвистики Чжан Шутин является цельным, законченным исследованием молодого специалиста с хорошим научным потенциалом. Работа отвечает всем требованиям, предъявляемым к магистерскому исследованию, и допускается к защите. Научный руководитель – к.ф.н., старший преподаватель А.И. Токина