Отзыв о выпускной квалификационной работе магистра лингвистики ЧЖАН ВЭНЬЦЗИН на тему «Языковые средства выражения оценки в учебных текстах по истории (функционально-семантический аспект) » Тема, к которой обращается Чжан Вэньцзин в выпускной квалификационной работе, связана с функциональным подходом к изучению проблем языка и соответствует основным тенденциям развития современной лингвистической науки. Работа посвящена изучению различных языковых средств с оценочным значением. Оценка – категория, которая исследуется разными науками (философией, психологией, лингвистикой), и признается универсальным явлением, свойственным всем языкам. Целью исследования является описание языковых средств выражения оценочных значений в учебных текстах по истории, выраженных единицами разных уровней языка, и выявление лексических и синтаксических особенностей передачи ценностного суждения в текстах такого типа. Языковые средства, выражающие оценку, представлены как целостная система. Анализируя учебно-научные тексты по истории первой главы вузовского учебника "История России в новейшее время 1985-2008гг", Чжан Вэньцзин показывает функционирование разноуровневых языковых средств, используемых для выражения оценки в учебном тексте; определяет ядерные и периферийные языковые средства, представленные в исследуемых текстах; выявляет соотношение частнооценочных значений, а также соотношение положительных и отрицательных оценочных значений; отмечает изменения, нашедшие отражение в языке, которые произошли при оценивании фактов, событий, представленных в учебном тексте по истории, и были связаны с переоценкой некоторых исторических событий в России. Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения, в котором представлены проанализированные примеры. В первой главе автор удачно демонстрирует свою научную эрудицию, представляя проблемы функционально-семантического описания языка и изучения оценки в исследованиях Н.Д.Арутюновой, Е.М.Вольф, М.Н.Кожиной, А.В.Бондарко и др. Опираясь на изученные работы, Чжан Вэньцзин в практической главе исследования представляет свой анализ оценочных суждений, результаты которого отражены в выводах. Проверка на текстовые заимствования программой SafeAssign выявила 16% текстовых совпадений. В результате анализа протокола проверки было установлено, что факты недобросовестного заимствования (плагиата) отсутствуют, так как отмеченные текстовые совпадения представляют собой: а) общеупотребительные фразы научной речи; б) корректно оформленные цитаты из научной литературы и источников иллюстративного материала; в) имена ученых, библиографические описания публикаций; г) элементы цифровой нумерации. В целом, следует заключить, что поставленная цель работы достигнута, все задачи выполнены. Результаты исследования, безусловно, найдут применение в практике преподавания РКИ. Считаю, что выпускная квалификационная работа магистра лингвистики Чжан Вэньцзин является цельным, законченным исследованием молодого специалиста. Работа отвечает всем требованиям, предъявляемым к магистерскому исследованию, и допускается к защите. Научный руководитель – к.ф.н., доцент Л.В.Сретенская