ОТЗЫВ научного руководителя – доцента кафедры телерадиожурналистики Факультета журналистики Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ, кандидата филологических наук А.А. Пронина о выпускной квалификационной работе Петровской Виолетты Аркадьевны «Художественные приемы в документальном фильме» Магистерская диссертация Петровской Виолетты Аркадьевны «Художественные приемы в документальном фильме» носит профессионально-практический (творческий) характер, она посвящена важной стороне творчества документалиста – использованию художественных приемов, возможностях и ограничениях их применения. Виолетта Аркадьевна, историк по базовому образованию, опыта по созданию собственного документального фильма ранее не имела, и данное обстоятельство в определенном смысле определило выбор темы, который позволял осуществить достаточно свободный замысел (как в содержательном плане, так и в структурно-эстетическом). Тема будущего фильма была определена достаточно быстро, поскольку автор проявляла живой интерес к проблемам адаптации приезжих (главным образом, из Средней Азии) в Санкт-Петербурге. Необходимые контакты были найдены в результате взаимодействия с редакцией газеты «Туран». Процесс конкретизации темы фильма и поиск героев оказался для автора достаточно сложным, и в результате была выбрана одна история вместо нескольких, предполагавшихся изначально. Съемки, которые Виолетта Аркадьевна, не имевшая достаточного опыта и технических возможностей, вела самостоятельно, также давались непросто. К сожалению, посмотреть исходный материал мне не удалось, автор продемонстрировала уже смонтированный вариант фильма тогда, когда корректировки были уже невозможны. В этом компоненте работы взаимодействия не получилось, фильм сделан полностью самостоятельно, без существенного моего вмешательства. Работа над текстом была более планомерной, диссертант представляла фрагменты для оценки, старалась внести соответствующие моим замечаниям и предложениям коррективы. Так, автору удалось довести первоначально «школярский», обзорно-реферативный текст до вполне приемлемого сравнительно-аналитического уровня, необходимого для магистерской диссетрации, добавить аргументированных суждений. Выбранные для анализа фильмы говорят об усвоении материала, полученного за два года обучения в магистратуре «Документальный фильм: творчество и технология», о правильном понимании основной проблематики анализа произведений документалистики. Несмотря на то, что активная работа над текстом и, в особенности, над фильмом велась достаточно сумбурно, и далеко не все у автора получилось, как было задумано, В.А. Петровской удалось довести магистерскую диссертацию до нужных кондиций и предоставить текст к защите. Безусловно, для автора данный опыт является существенным и важным для дальнейшей профессиональной деятельности. На мой взгляд, магистерская диссертация В.А. Петровской при всех ее недостатках представляет собой самостоятельное и имеющее право на существование творческое сочинение. Поставленные в работе задачи не в полной мере, но выполнены, цель ее - с оговорками - можно считать достигнутой. Объем текста соответствует требованиям профессионально-практической (творческой) магистерской диссертации. Системой антиплагиат объем некорректных заимствований определен в 13%, часть из них является результатом ошибок самой системы. Это, на мой взгляд, позволяет говорить о научной добросовестности автора диссертации, а работа может быть допущена к защите. Вполне можно утверждать, что магистерская диссертация Петровской Виолетты Аркадьевны «Художественные приемы в документальном фильме» состоялась. Текст соответствует предъявляемым требованиям и заслуживает положительной оценки. Научный руководитель – доцент кафедры телерадиожурналистики Факультета журналистики Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ, кандидат филологических наук Пронин А.А. 11 мая 2016 года