Отзыв рецензента на выпускную квалификационную работу Демишкевич А.Н. «Романная форма в современной медиакультуре» Выпускная работа Анастасии Демишкевич посвящена тезису, который широко обсуждается в настоящее время: являются ли современные киносериалы новой инкарнацией и/или современной альтернативой классической романной формы. Для того, чтобы концептуализировать свой подход, автор работы вполне обоснованно обращается к трудам Лукача, Грифцова и Бахтина. Рецензент считает вполне состоятельными и анализ конкретных сериалов (особенно удачен разбор сериала «Что знает Оливия?» Лизы Холоденко, сделанный на контрасте с литературным первоисточником), и выводы, сделанные в работе (в частности, о том, как по-разному работает кино в кинотеатре и в «домашних» условиях). Небольшим недостатком работы является то, что в ней не учтен опыт предыдущего развития кино — так, корифей раннего кино Д.У. Гриффит трансформировал ранний Голливуд, внеся в его практику идею о том, что кинорежиссер подобен писателю (именно с его инновациями связано появление так называемых feature films – то есть полнометражных картин). Кроме того, многие фильмы Гриффита тяготеют именно к романной форме (например, в почти трехчасовых «Сиротках бури» действие разворачивается на протяжении нескольких лет и на подробно разработанном фоне великих исторических событий). К такой же романности (в смысле протяженности и детальной проработанности) стремились в своих знаменитых кинопроизведениях Дрейер («Отмеченные»), Штрогейм («Алчность») и Абель Ганс («Колесо»), а технологии бульварного сериального киноромана были основательно разработаны уже в середине 1910-х годов («Полина в опасности» Луи Ганье и Джорджа Маршалла, «Фантомас» Фейяда и др.) Сто лет назад использование литературы и литературных форм в кино было связано со стремлением поднять ценность нового искусства и, таким образом, его конкурентоспособность. В настоящее время трансформация на рынке техники и медиапотребления также привела к новому прорыву в качестве зрелищ – так, развитие интернета, технологии видео он деманд и т. д. позволяет работать на более широкую аудиторию, чем стационарный кинопрокат и развивает качественную конкуренцию в медиа, с чем в значительной степени связаны и художественные успехи новейшего сериального производства. Впрочем, эти мои соображения могут рассматриваться лишь как рекомендации для возможных новых измерений дальнейшей работы, а представленный текст я считаю очень добросовестным, глубоким и заслуживающим самой высокой оценки. В.Н. Зацепин, к.ф.н., преподаватель кафедры истории театра и кино РГГУ