Рецензия на выпускную квалификационную работу по направлению подготовки 50.04.01 «Искусства и гуманитарные науки», магистерская программа «Кураторские исследования» студентки Санкт-Петербургского государственного университета Грязновой Лидии Викторовны Тема работы: «Роль куратора в процессе децентрализации институций современного искусства в России на материале Красноярской музейной биеннале» Изучение вопроса функционирования институций современного искусства в России актуально и важно, эта тема относится к мало исследованным, по ней практически отсутствуют публикации. Трудность работы над темой обусловлена также современностью описываемых и анализируемых явлений и событий, отсутствием временной дистанции. Работа Л. В. Грязновой «Роль куратора в процессе децентрализации институций современного искусства в России на материале Красноярской музейной биеннале» выполнена в полном соответствии с заявленной темой, состоит из 2 глав, каждая из которых включает в себя по 3 параграфа. Первая глава «Локальное российское кураторство в условиях сверхцентрализованной страны глобального мира» освещает теоретические особенности функционирования таких культурных институций как «биеннале» и «музей», специфику их существования в России 1990-х – 2010-х годов и подробно останавливается на вопросе локального самоопределения региональной территории институцией̆ современного искусства на примере Уральской индустриальной биеннале современного искусства и Музея современного искусства PERMM. Во второй главе «Красноярская музейная биеннале: локальное самоопределение в универсальной концептуальной перспективе» подробно раскрывается история Красноярской музейной биеннале, анализируются этапы ее развития, особенности взаимодействия «биеннале» и «музея» с учетом локальной и территориальной специфики двух институций. Особенное внимание уделяется описанию и анализу работы куратора (кураторов) – как в теоретическом, так и в практическом аспектах. Такой подход позволил полностью раскрыть исследуемую тему и изложить материал последовательно, логично и доступно. В конце каждой главы суммируются сделанные выводы, в то время как в обширном заключении подводятся итоги всей работы. Список использованной литературы состоит из 107 источников на русском и английском языках, представляющие собой как классические, так и наиболее актуальные труды по исследуемой теме. Хотелось бы отметить, что обращение к теме региональных культурных проектов – на фоне централизации российских культурных процессов – уже само по себе актуально и востребовано, а высокое качество представленной работы лишь добавляет ценности данному исследованию. Одной из основных положительных сторон работы является привлечение обширного фактического материала, связанного с историей Красноярской музейной биеннале: все приводимые в исследовании теоретические выкладки опираются на факты, что, в свою очередь, позволяет автору выдвигать новые – самостоятельные – идеи. Заместитель заведующего Отделом современного искусства Государственного Эрмитажа, кандидат искусствоведения Е. В. Лопаткина