РЕЦЕНЗИЯ на выпускную квалификационную работу «СКУКА В КИНО КАК ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ОПЫТ» студента II курса магистратуры факультета Свободных искусств и наук СПбГУ Бочарова Алексея Константиновича Тема магистерского диссертационного исследования Алексея Бочарова не обещает ни рецензенту, ни кому-либо другому легкого, необременительного чтения и незатрудненного понимания. И уже это следует отнести к важным достоинствам работы. Магистерская диссертация выполнена автором как сложное кросспредметное исследование, сочетающее в себе теоретико-методологический инструментарий философии и искусствоведения, психологии и арт-критики. При этом главный смыслообразующий вектор работы – феноменологический, что естественно продиктовано выбором такого специфического предмета анализа как «скука в кино». В контексте размышления об эстетическом опыте кино скука представлена автором как особая психологическая оптика, выстраивающая отношения между реальностью зрителя и реальностью кино. Как состояние, определяющее «посыл к визуализации», скука характеризует ситуацию исчерпания зрителем ресурсов «внутреннего зрения» и, как следствие, обращение к внешнему – тому, что может быть наблюдаемо вне зависимости от работы зрительского воображения. Для анализа эстетического опыта кино такое понимание скуки представляется чрезвычайно важным моментом исследования. Если темпоральность живописи или фотографии (не говоря уже о скульптуре или архитектуре) активирует многовекторную динамику зрительского воображения, как бы выталкивая зрительский опыт эстетического переживания на многообразные ментальные орбиты, то темпоральность кино как меняющегося, динамического визуального текста сама по себе «орбитальна» относительно зрителя как «скучающего солнца». Как представляется, именно такое понимание специфики эстетического опыта кино было положено автором в основу работы. И именно в этом базовом понимании заключена ценность дальнейшей логики исследования. Подробно рассматривая скуку как особую модальность проживания кино, анализируя явление «скучного кино» и ситуации зрительского «скучания», автор в ходе работы убедительно демонстрирует возможности и перспективы онтологического и феноменологического философского языка применительно к кино и эстетическому опыту зрителя. Помимо общего позиционирования проблематики исследования на философском категориальном фундаменте, автор выстраивает конкретные типологии «скучного кино» и ситуаций «скучания», проводит глубокий феноменологический анализ «скучного кино» на примере фильма Белы Тарра «Туринская лошадь». Важнейшим моментом исследования представляется разворачивание смыслов «пространства и времени» кино в контексте зрительского опыта смотрения как «скуки и пустоты». «Скука и пустота» представлены автором не просто как настроения, но как условия интенциональности, как условия втягивания и погружения в переживание. В целом магистерское исследование Алексея Бочарова примечательно тем, что, опираясь на богатый фундамент философских и культурологических текстов, оно преследует цель изменить взгляд на сам способ размышления о кино и эстетическом опыте кинозрителя. В сегодняшней ситуации, когда отношения зрителя и кино (а, говоря шире, любого визуального текста) переживают глубинные трансформации, поиски адекватного языка и продуктивного направления теоретизирования приобретают очень важное значение не только с точки зрения перспектив развития арт-критики или ученой эстетической рефлексии, но и с точки зрения судьбы самих зрительских практик, во многом определяющих пути развития современного кинодискурса. В содержательном отношении представленная работа столь объемна и многоракурсна, что в рамках рецензии попросту нет возможности отметить все ее достоинства, а также аспекты, заслуживающие дальнейшей разработки. Однако хотелось бы обратить внимание на то, что очевидно вопрошает дальнейшего исследования (хотя и, понятно, выходящего за рамки выпускной квалификационной работы). Речь идет об оставшемся за границами магистерской диссертации предмете анализа – о «скуке режиссера», о природе «креативного скучания». Ведь как «посыл к визуализации» скука связана не только с эстетическим опытом зрителя, но и с творческим опытом постановщика. Думается, что такое развитие исследования в перспективе помогло бы автору создать более полную картину «скуки как трансцендентально-эстетического опыта». Что касается ясности содержания и доступности работы читателю, то следует подчеркнуть следующее: Язык исследования, безусловно, сложен. Но с учетом специфического предмета анализа, а также принимая во внимание тот факт, что для подобных кроссдисциплинарных исследований еще попросту не выработано простого, поликонвенционального языка, эта сложность кажется вполне оправданной. Подытоживая вышесказанное, необходимо отметить, что выпускная квалификационная работа Алексея Константиновича Бочарова выполнена на высоком научном уровне, ее содержание в полной мере соответствует заявленной теме. Исследование отличает ясность логики и структурная четкость, отвечающие задачам исследования. Работа выполнена на основе широкого и разнообразного массива научных текстов, философских, культурологических, искусствоведческих и критических материалов и публикаций, в ней достаточно полно отражены актуальные проблемы как теоретического, так и практического свойства. Развернуто и внятно представлены ключевые умозаключения и выводы. Работа демонстрирует содержательную глубину и оригинальность, а качество ее выполнения свидетельствует о высокой квалификации и профессионализме ее автора. На основании всего вышесказанного можно считать представленную работу заслуживающей отличной оценки, а ее автора – Бочарова Алексея Константиновича – искомой квалификации. Рецензент Салмин Леонид Юрьевич, кандидат искусствоведения, доцент, профессор Уральского государственного архитектурно-художественного университета Leonid Salmin Ph.D. in History of Arts, Associate Professor, Professor of the Ural State University of Architecture and Art