Отзыв научного руководителя Бобрикова А.А. на выпускную квалификационную работу по направлению подготовки 50.04.01 «Искусства и гуманитарные науки» (Магистерская программа Арт-критика) Борицкой Ирины Олеговны ПОЗДНЕЕ ТВОРЧЕСТВО И.Е.РЕПИНА: ФЕНОМЕН И ЕГО ОТРАЖЕНИЕ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КРИТИКЕ Представленная работа по своему содержанию полностью соответствует в первую очередь главной части сформулированной задачи: анализу феномена позднего творчества И.Е. Репина (после его переезда в Куоккалу в 1899 году). Что касается второй части задачи, то есть исследования посвященных позднему Репину отечественной критики и истории искусства – обращение к этим текстам носит скорее полемический, чем аналитический характер. Это объясняется тем, что главная цель работы – пересмотр сложившегося со времен И.Э. Грабаря представления о позднем периоде творчества Репина как периоде упадка; то есть не только исследование, но и своего рода ценностная реабилитация позднего Репина. Поставленная задача вполне актуальна: она затрагивает одну из наиболее интересных проблем искусствознания – проблему позднего периода художника с творческой биографией, охватывающей несколько культурных эпох; проблему радикального изменения стиля, перерождения, деградации. Репин – самый знаменитый русский художник конца XIX века с почти неисследованным поздним периодом – особенно перспективен для изучения подобной проблемы на отечественном материале Анализ картин и эскизов позднего Репина – до сих пор не систематизированных и не описанных – выходит в работе на первое место, заслоняя анализ критической рецепции (впрочем, довольно однородной). Этот иконографический и стилистический анализ картин – в сопоставлении с более ранними вещами Репина (в том числе не слишком известными, экспериментальными, скрытыми при жизни Репина от посторонних глаз) – является наиболее ценной частью исследования. Он доказывает главную идею автора – идею последовательности, преемственности и неразрывности творческой эволюции Репина. Изменения стиля выводятся автором работы не из внешних влияний (хотя эта проблема тоже анализируется), а из тенденций, заложенных в главных, классических вещах Репина. Из тенденций общей философии телесности, подчеркнутой портретной выразительности (постепенно приобретающей черты карикатурности), свободной и все более экспрессивной техники живописи – дополненных все более символическим (“идейным”) пониманием цвета – и складываются, по мнению автора, основные черты позднего Репина. Демонстрация этого выглядит вполне убедительной. Наиболее проблематичные вещи Репина (названные “экспериментальными”) – в которых черты репинской эстетики принимают уже гротескные формы – выделены в отдельную группу. В рамках этой группы предполагается, очевидно, рождения какого-то нового – почти модернистского (экспрессионистского) – качества репинской живописи. Эта тема – действительно очень сложная и потому особенно интересная – в исследовании только намечена; возможно, в качестве объекта дальнейших исследований. В качестве аналогов такого типа перехода приведены поздний Н.Н. Ге (имеющий много общего с поздним Репиным по характеру влияний и направленности изменений) и поздний Л. Коринт. Исследовательская часть работы выполнена на высоком уровне. Автор демонстрирует знание как материала, так и методов искусствоведческого анализа. Цитируемая литература о Репине показывает знание истории вопроса. Результаты исследования и выводы могут служить основой как для дальнейшего изучения искусства Репина, так и для анализа поздних периодов других художников. Работа И.О. Борицкой написана в соответствии с имеющимися требованиями и может быть допущена к защите. Кандидат искусствоведения старший научный сотрудник Российского института истории искусств доцент СПбГУ Бобриков А.А.