Представленная к защите магистерская диссертация А.А. Пшеничниковой «Government relations IT-компаний в России» посвящена острой и актуальной теме в сфере взаимоотношений власти и бизнеса, рассматриваемая на примере одной из наиболее молодых и динамично развивающихся отраслей в мире и России – отрасли информационных технологий. С каждым годом информационные технологии оказывают все большее влияние на глобальную и отечественную экономику, государственное управление, безопасность стран, бизнеса и граждан, а также социальные отношения, так как переход на четвертую экономическую платформу связан непосредственно с их внедрением. В связи с этим, выстраивание конструктивного и эффективного диалога между органами государственной власти и IT-компаниями для поиска законодательного баланса имеет чрезвычайно важное значение для обеих сторон. В своем исследовании в качестве объекта изучения А.А. Пшеничникова выбрала существующие отношения между функционирующими на российском рынке IT-компаниями и органами государственной власти, а в роли предмета – используемые IT-бизнесом при взаимодействии с государством GR-стратегии и технологии. В ходе работы над диссертацией в целом автором решены следующие задачи: рассмотрены основные понятия и виды стратегий в стратегическом менеджменте, в частности, GR-стратегия, как важнейший его элемент; определена роль GR-коммуникаций при разработке корпоративной стратегии развития бизнеса; дан подробный анализ состояния и новых тенденций современного российского IT-рынка; а также глубоко изучены стратегические направления, технологии в области GR американских и отечественных IT-компаний, сопоставлены их сильные и слабые стороны - на основании сравнительного анализа. Теоретико-методологическая база исследования обширна, насчитывает 91 источник. Совокупность примененных методов – системно-аналитический, структурный, исторический и сравнительный анализы, а также метод экспертного интервью – обеспечили достоверность полученных данных. На защиту АА. Пшеничникова вынесла 3 основных положения, которые имеют аргументированное обоснование и практическое подтверждение. Так, например, на наш взгляд, именно положение №2: «В условиях нынешней геополитической ситуации в мире отечественные IT-компании в первую очередь стремятся превратить собственные технологии в отраслевой стандарт на российском IT-рынке, в то время, как американские корпорации стараются выступать в роли главного доверенного лица власти по вопросам развития рынка. Если иностранные компании проявляют лояльность по отношению к интересам и целям органов власти, то российские - противостоят нецелесообразным для их бизнеса законодательным инициативам. Между тем, все фирмы нацелены на создание благоприятных условий для развития и продажи собственных технологий» уже является более чем достаточным для магистерского исследования, поскольку имеет развернутую формулировку. Структура магистерской диссертации объемом 116 страниц (без учета приложений) логична и подчинена поставленным задачам: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы. В Главе 1. «Теоретические аспекты стратегического менеджмента» А.А. Пшеничникова описывает специфику и механизмы продвижения интересов бизнеса в органах государственной власти в контексте стратегического менеджмента для достижения стратегических целей развития компании. На основании проделанной работы автор пришел к выводу, что GR является неотъемлемой частью стратегического управления бизнесом, выступая в роли важнейшего бизнес-процесса, от которого зависит реализация генеральной стратегии, а также успешное развитие компании в долгосрочной перспективе. Предприятие, которое функционирует в сегменте экономики, подверженному активному государственному регулированию и большому вливанию иностранных инвестиций (IT-отрасль, телекоммуникационная, нефтяная, металлургическая, фармацевтическая и др.), должно сфокусировать свое внимание на разработке GR-стратегии в рамках долгосрочной стратегии компании и выстраивании прочных и взаимовыгодных отношений с органами государственной власти. Этим и обусловлено место и роль GR-функции в структуре стратегического управления бизнесом. Во второй главе «GR-деятельность российских и зарубежных IT-компаний в России» автор рассматривает Government relations с практической точки зрения, опираясь на используемые GR-стратегии крупных американских IT-компаний - Microsoft Рус, Google и Intel, и российских - Яндекс, Ай-Теко, группа компаний ФОРС. По итогам автор раскрывает специфические черты и проблемы российской IT-отрасли, а также приводит в заключении подробный сравнительный анализ, отражающий основные особенности GR-деятельности отечественного и зарубежного IT-бизнеса: основные стратегические направления, алгоритм принятия GR решений и стратегии в компании, технологии, способствующие их реализации, а также сильные и слабые стороны в области GR-коммуникаций. Магистерская диссертация представляет собой целостное самостоятельное исследование, в котором автор демонстрирует способность собирать, систематизировать материал, проводить сопоставительный анализ, делать аргументированные выводы. Замечания 1. Во второй главе автор подробно исследует основные стратегические направления IT-бизнеса при взаимодействии с российской властью, подчеркивая стремление обеих сторон к балансу интересов. Автору следовало бы более подробно описать позицию государства в отношении IT-компаний, как главного заказчика на российском IT-рынке; 2. Автору следует более внимательно подходить к вопросу оформления работы в соответствии с требованиями, предъявляемыми к выпускным квалификационным работам. Так, в диссертации встречаются опечатки, а также ошибки в оформлении сносок; 3. Список литературы не везде соответствует требованиям оформления магистерской диссертации; 4. Каждой диаграмме, представленной в теле диссертации и Приложении, необходимо давать название и источник. В целом замечания по магистерской диссертации носят технический характер, не снижающий общего положительного впечатления от проделанной работы. В связи с этим, научно-практическое исследование Пшеничниковой Анастасии Андреевны «Government relations IT-компаний в России» соответствует специализации «GR. Связи с органами государственной власти» и при успешной публичной защите может быть оценено высоко. Директор по корпоративным вопросам компании «Microsoft» М. В. Кулахметова