ОТЗЫВ на диссертацию: «Government Relations табачных компаний в России» студента Кафедры связей с общественностью в политике и государственном управлении Высшей школы журналистики и прикладных коммуникаций Факультета прикладных коммуникаций Белозёрова Сергея Игоревича В диссертационном исследовании Белозёрова С.И. изложены объект и предмет исследования, а также задачи, которые считаю выполненными. В первой главе «Основные понятия и особенности GR в табачной отрасли» раскрыта сущность исследований в области теории связей с общественностью, GR и лоббизма. Сделана попытка разделить понятия GR и лоббизм, а также «имидж» и «образ». Автор ссылается на теоретическую базу диссертационного исследования, содержащую работы ведущих отечественных и зарубежных авторов и их разработок; приводит трактовки основных понятий, необходимых для раскрытия поставленной цели задач исследования. Автор выделяет в качестве важного аспект функционирования лоббизма – его формы: «прямой», «косвенный» и «внутренний» и делает вывод, что в отечественных компаниях наиболее распространён внутренний лоббизм; описывает процесс функционирования лоббизма. Следует отметить, что Белозёров С.И. отметил технологии и механизмы, которыми пользуются табачные компании в процессе взаимодействия с органами государственной власти, представителями политической элиты. Немаловажно то, что автор обратил внимание на исследования авторов Быкова И.А. и Дорского А.Ю., которые выделяют три вида взаимодействий между сферами общественной жизни с участием органов государственной власти, при этом отметив, что диалог табачной отрасли с властью проходит в рамках государственно-частного партнёрства (ГЧП). Верным было заключение автора, что многие компании начинают понимать преимущества от грамотно выстроенных GR-коммуникаций. В этой связи Белозёров С.И. отметил концепцию GR-менеджмента, как одно из направлений коммуникативного менеджмента, главной целью которого является поиск общего решения между интересами организации и интересами органов государственной власти на различных уровнях. Это важно в процессе формирования коммуникационной стратегии крупной табачной организации. Автор отмечает, что табачное лобби в России одно из самых сильных, часть законопроектов, направленных против табачной отрасли, не получила развитие или дошла до стадии оглашения в достаточно урезанном варианте. При этом, важным достоинством диссертационного исследования ещё является то, что автор сумел выделить одну из основных проблем в работе GR-специалистов в России – это отсутствие «закона о лоббизме». Белозёров С.И. сделал попытку осмыслить вклад табачных компаний в становление отечественного лобби. Кроме того, автор определил в качестве серьезного препятствия в оценке экономической эффективности лоббистской деятельности нехватку её законодательного оформления и регулирования. Вторую главу «Эффективная модель GR в табачной отрасли» автор по-светил описанию влияния табачных компаний на формирование собственного имиджа, использованию социологических методов исследования, разработке инструментария исследования (бланк экспертного интервью), целью которых было выявление связей GR-деятельности компании с ее показателями в экономическом выражении и в имиджевых показателях. Описание и анализ полученного эмпирического материала осуществлялись комплексными методиками контент-анализа, экспертных оценок. На основании анализа экспертных интервью автором был выделен ряд ситуаций (кейсов), позволил понять структуру GR-отделов и специфику работу сотрудников, а также описал проблемы, с которыми сталкивается GR-специалист и принципы оценки эффективности своей работы. На основании метода контент–анализа СМИ автор определил особенности внешней среды и настроений в отношении лоббистской деятельности табачных компаний. В своей работе автор дал описание коммуникационной деятельности компании, определил принципы выбора стратегий и тактик. При этом, опираясь на работу В.А. Ачкасовой, И.Е. Минтусова, О.Г. Филатовой, автор исследования важнейшей GR-технологией выделяет «grass roots», под которой понимается планируемое мероприятие, организованное для мобилизации общественной поддержки и оказания давления на законодателей, государственных должностных лиц или корпораций. Достоинством исследования автора так же является тот факт, что в работе присутствуют размышления о возрастающей значимости СМИ, социальных медиа и иных on-line площадок, где группы интересов могут решать свои вопросы. Вместе с тем диссертационное исследование Белозёрова С.И. не лишено отдельных недостатков: 1. в работе недостаточно учтены разработки отечественных и зарубежных авторов, а также не приведены ссылки на указанных исследователей; 2. в работе автор не обосновывает свой выбор того или иного теоретического вектора, на котором базируется исследование; 3. в заключении приведены первичные задачи диссертационного исследования, но не подкреплены краткими результатами. Не смотря на сделанные замечания, работа представляется практически и теоретически интересной, выполненной самостоятельно, автор заслуживает присвоения искомой квалификации. Вышеприведенные замечания не носят принципиального характера и должны рассматриваться как рекомендации для дальнейшей работы автора. Диссертационное исследование Белозёрова С.И. отвечает требованиям, предъявляемым к магистерским диссертациям. Директор по связям с общественностью и органами государственной власти ООО "Рокет Груп" Е.Н. Антонов