Рецензия на магистерскую диссертацию Сафоновой Юлии Андреевны УПРАВЛЕНИЕ ВНИМАНИЕМ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ В ИНТЕРНЕТ-СМИ: СТРАТЕГИИ И ПРАКТИКА Н. рук. – Якунин Александр Васильевич, канд. филол. наук, доцент Кафедра медиадизайна и информационных технологий Профиль: Медиадизайн В первой главе диссертации «ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВНИМАНИЯ КАК ПСИХИЧЕСКОГО ФЕНОМЕНА В УСЛОВИЯХ ВИЗУАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ» магистрант обосновывает основные категории исследования: психофизиологические особенности внимания, факторы его динамики, его виды и качественные проявления. В первом параграфе диссертант подробно рассматривает особенности произвольного, непроизвольного и послепроизвольного видов внимания, предпринимает попытку обнаружить зависимость между визуальной коммуникацией и режимами когнитивной активности. Во втором параграфе рассматриваются семиотические особенности визуальной коммуникации, вопросы, связанные с визуальной организацией медиатекста и закономерностями его восприятия. Характеризуя уровень теоретической разработки ключевых категорий исследования, в целом следует отметить глубину и системность подхода, проявленные автором ВКР. Пожалуй, в этом главное достоинство работы. В реферативной части первой главы исследования присутствует солидная и сложная для восприятия научная литература, подробно освещены все теоретические аспекты, подразумеваемые исследованием подобного уровня сложности. Достойны похвалы интерес магистранта к фундаментальным исследованиям по психофизиологии и научная эрудиция. Во второй главе «СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СТРАТЕГИЙ УПРАВЛЕНИЯ ВНИМАНИЕМ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ В ИНТЕРНЕТ-СМИ» магистрант последовательно обосновывает выбор эмпирической базы своего исследования (зарубежных таблоидных СМИ), выдвигает критерии, на основании которых далее осуществляет структурно-функциональный анализ композиционно-графической модели соответствующих веб-сайтов и представляет развернутый комментарий по каждому изданию. Необоснованных заимствований и некорректного цитирования в тексте диссертации не обнаружено. Тем не менее, к предлагаемой диссертации имеется ряд замечаний и вопросов. Первое замечание касается логики теоретического обоснования исследования. Первый параграф первой главы (1.1. Факторы функционирования процесса внимания) представляет собой развернутое изложение современных теоретических концепций внимания. После панорамного представления одного из ведущих понятий темы исследования мы вправе ожидать анализа его связи с другим ключевым понятием – дизайном Интернет-СМИ. Однако этого не происходит. Вместо анализа связи между различными состояниями внимания и дизайном мы сталкиваемся с анализом композиционно-графической модели веб-сайта (параграф 1.2. «Характеристика и функционирование веб-дизайна Интернет-СМИ в сфере визуальной коммуникации»), в котором внимание почему-то рассматривается уже в комплексе с другими психическими процессами. На стр. 49, например, рассматривается веб-типографика как фактор «максимально эффективного восприятия информации», то есть речь идет о распознаваемости, а не об управлении вниманием. В разделе 1.3.5. «Управление вниманием пользователя на основе стратегии эргономики цвета и контрастности» (стр. 54-56) никакой стратегии на самом деле не представлено, а речь идет об искажениях при восприятии соседних цветов (цветовая сенситивность и стереохроматизм). А какое отношение к управлению вниманием имеют рассуждения о правилах совместимости цветов и видах контраста? Ведь здесь речь опять-таки об эффективности цветовосприятия и распознаваемости контента. Во-вторых, странно выглядит отсутствие выводов по первой главе. Если задачей данной главы было обеспечить теоретический базис дальнейшего исследования, то мы остаемся в неведении – какую именно совокупность факторов дизайна магистрант считает главной для управления вниманием? Как эти факторы связаны с различными состояниями данного психического процесса? Что считать стратегией такого управления? По сути о стратегиях управления речь идет только в одном разделе первой главы - 1.3.4. «Стратегия управления вниманием пользователя с использованием совокупности методов графических средств». Но содержание этого раздела не соотнесено с остальными подпараграфами. В-третьих, имеются серьезные вопросы непосредственно к методике исследования. Раздел 2.2, в котором она описывается, озаглавлен «Описательные характеристики критериев структурно-функционального анализа». Однако в тексте самого раздела критерии почему-то именуются стратегиями. При этом автор, судя по всему, не совсем понимает разницу между методом и целью своего исследования: ведь целью ВКР определено «описание центральных стратегий управления вниманием в рамках специфики визуального языка веб-дизайна». То есть через язык графического дизайна (а элементы этого языка – шрифт, композиция, цвет - и есть критерии анализа) диссертант должен выйти на некую типологию в дизайнерских решениях, преследующую определенную цель (т.е. на стратегию). Отождествление критериев анализа и его результатов привело к тому, что описание самих стратегий в Заключении отсутствует. Из менее существенных замечаний можно отметить излишнюю дробность задач во Введении (11) – многие из них могли быть объединены. Вызывает также недоумение стилистическая некорректность формулировок некоторых параграфов (1.2. «Характеристика и функционирование веб-дизайна Интернет-СМИ в сфере визуальной коммуникации») В целом, несмотря на ряд отмеченных недостатков, можно признать ценность исследовательской работы, проделанной автором диссертации. Предлагаемое исследование соответствует требованиям, предъявляемым к магистерским диссертациям по профилю "Медиадизайн" и заслуживает положительной оценки. Рецензент: Доктор социологических наук, профессор кафедры журналистики и медиатехнологий СМИ СПбГУПТД Шелонаев Сергей Игоревич