Официальная рецензия доцента кафедры социальных технологий факультета социальных технологий Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ (Северо-Западный институт управления), кандидата филологических наук Екатерины Максимовны Пак на выпускную квалификационную работу магистра Романченко Ирины Викторовны «Политическая публицистика в деловых СМИ" (Political publicism in business media), представленную на соискание академической степени магистра (магистерская программа Деловая журналистики и бизнес-коммуникации направления 031300 Журналистика) Выпускная квалификационная работа Романченко Ирины Викторовны «Политическая публицистика в деловых СМИ» является завершенной научно-исследовательской квалификационной работой, направленной на решение важной для теории и практики журналистики научной проблемы текстопостроения в современном деловом издании. Необходимость обсуждения темы обусловлена принципиально новой ролью журналистики, связанной с бурным развитием технологической образующей в процессе эволюции информационных систем, а также с глобальными цивилизационными изменениями, произошедшими в мире и определившими основной контент, жанровую структуру и язык современных СМИ. Актуальность исследования. Сегодня проблема приобретает исключительное значение, поскольку существует необходимость критического пересмотра ряда концепций теории и практики журналистики, в том числе касающихся роли политической публицистики в современном мире. Достоинство исследования в том, что в нем всесторонне показана трансформация публицистических текстов, обозначены перспективы, дан прогноз развития политической публицистики в целом, и в частности в таком сегменте, как деловая журналистика. В центре внимания также оказались роль, функциональные особенности публицистов, работающих в деловом издании в условиях активно развивающегося политического процесса в обществе. Вектор интереса автора проявляется в желании определить константы публицистических текстов, обращенных к сфере политики, выявить специфику их духовно-онтологических оснований. Автор подошел к решению проблемы комплексно и рассмотрел ее со структурно-функциональной и организационно-творческой стороны. Обоснованность и достоверность результатов и выводов обусловлены теоретическими и методологическими принципами классических исследований в области журналистики; использованием методов, адекватных задачам исследования и направленных на подтверждение полученных результатов (метод сравнительного анализа, структурно-функциональный анализ, контент-анализ текстов). Концептуализации подверглись языковые и жанровые стратегии современных деловых СМИ. Исследование ведется с опорой на большой круг научных источников. Новизна исследования заключается в том, что его автором предложен научный подход к исследованию публицистики, позволяющей интегрально оценить актуальное состояние публицистики в печатных СМИ, ее адаптивность к новым социокультурным условиям и определить факторы, определяющие успешность публицистических произведений в деловых СМИ. Автором выведены собственные критерии определения успешного публицистического произведения, изучен опыт российских и зарубежных деловых СМИ, дана характеристика творчества ведущих авторов-публицистов. В целом соблюдены пропорции – теоретической, методической и эмпирической частей работы. ВКР написана ясным научным языком, ход рассуждений автора логичен, последователен и обоснован поставленными целями и задачами, выводы убедительны и представляют большой интерес для исследователей. Объект и предмет правильно сформулированы. Объект исследования – деловые издания Forbes, Der Spiegel, «Профиль» Эмпирическую базу исследования составил массив журналистских материалов, опубликованных в печатных версиях деловых журналов и размещенных в сети Интернет. Автором привлечен большой эмпирический материал, сформирована источниковедческая база, выстроена система аргументации. Работа прошла апробацию. Некоторые положения, обозначенные в исследовании, были представлены на XI Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых «Актуальные проблемы журналистики» (Томск, факультет журналистики Национального исследовательского Томского государственного университета, апрель 2015 г.) и опубликованы в сборнике трудов молодых ученых «Актуальные проблемы журналистики» Национального исследовательского Томского государственного университета (Выпуск Х). А также на Международной научно-практической конференции «Создание воспитательной антиэкстремистской и антитеррористической среды в современном вузе» (Санкт-Петербург, СПбГТИ, апрель 2016 г.). Несмотря на имеющиеся несомненные достоинства работы, в ней обнаруживаются и отдельные недостатки. 1. В исследовании, на наш взгляд, недостаточно подробно изучена практика зарубежных деловых изданий. 2. Желателен был бы также более подробный анализ отклика аудитории профильных СМИ на политическую публицистику. В качестве рекомендации можно посоветовать автору обратиться к публицистическому опыту отечественных непрофильных изданий. Однако высказанные замечания не могут сказаться на общем высоком уровне представленной магистерской выпускной квалификационной работы, которая выполнена в соответствии с требованиями Высшей школы журналистики и массовой коммуникации СПбГУ и ГАК, предъявляемыми к подобного рода работам, и позволяют рекомендовать государственной аттестационной комиссии оценить ее высоко и присвоить Романченко И.В. степень магистра. Пак Е. М., доцент кафедры социальных технологий РАНХиГС, СЗИУ кандидат филологических наук