РЕЦЕНЗИЯ на магистерскую диссертацию Ракиной Марины Павловны «Деловое издание как субъект освещения политико-экономического давления на Россию» Профиль магистратуры – «Деловая журналистика и бизнес-коммуникации» Марина Павловна Ракина обращается в своем научном исследовании к безусловно актуальной теме – участие деловых медиа в информационной войне, их роль в политико-экономическом давлении. В данном случае рассматривается конфликтный период, незавершившийся до сих пор, связанный с введением санкций против России, отсюда в тексте работы разделы, посвященные и развитию деловой прессы, и обзор антироссийских санкций. В качестве эмпирической базы исследования используются публикации таких изданий, как «The wall Street Journal», «The Times» и «Коммерсантъ», представляющие деловую прессу США, Евросоюза и России, три стороны рассматриваемого конфликта. К защите представляются следующие положения: 1. Деловая пресса в период напряжения международных отношений становится инструментом политико-экономического давления. 2. Манипулятивный потенциал деловые СМИ развивают за счет искусной игры в тексте, стирающей различия между реальностью и фикцией. 3. Главная тема в современных деловых изданиях – экономические и политические взаимоотношения США, ЕС и России в связи с украинским кризисом. 4. Приемы политико-экономического давления являются основными в американской газете “The Wall Street Journal” при освещении украинского кризиса и в целях создания образа России-врага, в британском “The Times” находятся на допустимом уровне и практически не используются против Запада в российских изданиях, в частности, в «Коммерсанте». В эпоху, когда информация становится основным материалом, с помощью которого власть воздействует на массовую аудиторию, деловые издания, предоставляющие информацию для деловой и политической элиты, сами могут становиться инструментом политико-экономического давления наравне с санкциями. Исследование магистрантки показывает, какими приемами пользуются журналисты изучаемых изданий для освещения событий, связанных с российской политикой вообще и взаимоотношениям с Украиной в частности: фабрикация фактов, информационный шум, манипулятивная семантика, ссылка на неизвестный источник, навешивание ярлыков, дробление и срочность, эмоциональное заражение, повторение, формирование семантического поля «свои». При выделении этих приемов автор опирается в основном на работу Г. Шиллера «Манипуляторы сознанием». Именно использование этих приемов рассматривается на конкретных примерах при анализе контента деловых изданий. Результаты непосредственной работы с медиатекстами представлены кратко в заключительном параграфе диссертации и включены в приложения объемом 76 страниц. Как признает сама исследовательница, объём проведённого исследования выходит за рамки диссертационной работы. Частотность выявленных приемов показана на диаграммах, включенных в текст диссертации. Видно, что основными приемами манипуляции являются навешивание ярлыков и эмоциональное заражение – их преобладание отмечено во всех трех изданиях. Конкретные примеры использования манипулятивных приемов показаны в публикациях 1-7 марта 2014 года. Все медиатексты соотнесены с периодами введения тех или иных санкций: первая волна в марте 2014 года (к этому периоду относятся конкретные примеры, приведенные в «теле» диссертации), вторая волна – апрель-май 2014 года, третья волна – июль-августа того же года. В заключении автор выделяет особенности использования выявленных приемов, характерные для деловой прессы трех заявленных регионов. В результате создается картина того, как в современном информационном обществе санкционное воздействие идет рука об руку с манипуляцией со стороны масс-медиа. Работа не лишена ряда недостатков, таких как отдельные пунктуационные ошибки или отход от научного стиля изложения («неосмотрительно пресечь торговлю опиумом» и тут же «для устрашения неблагоразумных китайцев»). Допущено несколько не влияющих на суть работы фактических неточностей (определение paywall, описание взаимоотношений News Corp. и News International или появление страны Конг), некритичное использование информации с сайтов изучаемых СМИ. Важные замечания касаются точности использования терминов. Так, по тексту диссертации не всегда ясно, в каком отношении используется важное для работы понятие политико-экономического давления: касается ли это освещения санкций в СМИ, превращение СМИ в инструмент подобного давления или же речь идет о масс-медиа как бизнесе и индустрии, находящимся в поле подобного давления. К слову о терминах уже из правового поля – формулировка понятия санкций дается в соответствии с отечественной литературой 1962, 1970 и 1992 годов, и автор сам оказывается перед необходимостью «идентифицировать его в целях наилучшего понимания». Остается открытым вопрос взаимоотношения таких явлений, как рассматриваемое автором политико-экономическое давление и манипуляция информацией. В этом отношении характерно, что автор не углубляется в суть манипулятивных технологией или информационной войны, обращаясь лишь к нескольким работам по данным темам, чего, как нам кажется, недостаточно и это влияет на работу с эмпирическим материалом: с одной стороны, автора интересуют санкции – использование этого слова становится одним из критериев работы с выборкой, с другой стороны в рассматриваемых публикациях речь не всегда идет только о санкциях, а касается российской политики вообще, событий на Украине, фигуры президента. Не отражено в диссертации воздействие выявленных приемов на аудиторию, хотя присутствие авторская оценка подобного влияния, например «журналистам удается сплотить российскую аудиторию, вызвав чувство патриотизма и придав уверенности в завтрашнем дне». То же касается и мнение исследовательницы о влиянии деловых СМИ на массовую аудиторию: «современный человек не может уклониться от воздействия деловых СМИ». На наш взгляд, в данном случае деловые издания могут влиять на общество в информационном поле исключительно за счет лидеров мнений, все остальное связано исключительно со спецификой самой аудитории деловых СМИ. В выводах по первому параграфу сам автор пишет: «целевая аудитория изданий – бизнесмены и люди, причастные к принятию решений», хотя и тут данные выводы не связаны с тем, что изложено в самом параграфе. Вызывает сомнение название параграфа 3.1 «Международные деловые издания как лидеры мнений», рассказывающего по сути историю выбранных изданий. При этом частично автор уже касается истории этих СМИ в первой главе. Тем не менее, содержание магистерской диссертации в основном соответствует требованиям, предъявляемым к работам подобного рода. Ее актуальность несомненна, а широта представленного эмпирического материала заслуживает отдельного упоминания. Система Blackboard зафиксировала в диссертации 3% заимствований. Представленная работа Марины Павловны Ракиной заслуживает положительной оценки. Доцент кафедры журналистики Институт телевидения, бизнеса и дизайна, кандидат филологических наук Н.А. Гуторова 12.05.2016