Рецензия на магистерскую диссертацию студентки Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ по направлению «Журналистика» Полежаевой Екатерины Сергеевны «Модель журнала для иностранного туриста» Магистерская диссертация Е. С. Полежаевой посвящена изучению особенностей городской досуговой журналистики и модели издания, направленного на иностранного туриста. Заявленная тема исследования представляется нам актуальной. Досуговое направление в журналистике сегодня является устоявшимся понятием, уже прочно вошедшим в научный оборот. Количество досуговых изданий, появившихся на глобальном медиа-рынке свидетельствует как о востребованности данного типа средств массовой информации, так и об эффективности их функционирования. Вместе с тем, отношение профессионального сообщества к досуговой журналистике зачастую неоднозначно, нередко в ее сторону звучат обвинения в чрезмерной ориентированности на получение прибыли, за счет публикации большого количества рекламных материалов (в том числе, скрытой рекламы). Также в качестве других недостатков данного типа средств массовой информации называют однообразие в выборе тем, стандартизованный подход при подготовке материалов, использование облегченной лексики. Тем не менее, неоспоримым остается тот факт, что данный тип изданий составляет значимую часть не только городского, или даже российского рынка печатных СМИ. Подобные журналы, получившие разные определения в традициях российской и зарубежной журналистики, повсеместно распространены, обладают, как правило, постоянной аудиторией, перманентно развиваются и трансформируются, используя для этого новые редакционные практики и технологические платформы. Сегодня, как справедливо отметил автор, мы наблюдаем серьезный уровень сегментации в рамках досуговой журналистики, причем данный процесс зачастую связан с конкретизацией аудиторной направленности каждого отдельного издания. Углубленное изучение аудиторных характеристик стало серьезной составляющей стратегий развития специализированных и досуговых изданий. Актуальность и новизна магистерской диссертации корректно отражены во введении. Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, которые поделены на шесть параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений. В качестве объекта исследования выбраны городские досуговые журналы Санкт-Петербурга, предметом стали их типологические, формообразующие и языковые особенности. Структура диссертации выстроена логично и соответствует логике поставленных задач. В начале нашей рецензии хотелось бы отметить, что магистерская диссертация Е. С. Полежаевой производит достаточно благоприятное впечатление. Остановимся подробнее на ее достоинствах. Обращает на себя внимание теоретическая часть исследования, которая подготовлена с использованием теоретических трудов по журналистике, научных статей российских и зарубежных медиа-исследователей, исторической литературы, социологических и философских работ, а также справочной литературы. Интересен выбор источников, на базе которых автор вывел рабочее определение термина «досуговая журналистика» и определил ее функциональные особенности. Несмотря на то, что в качестве объекта исследования были выбраны российские (городские) досуговые журналы, автор также обратился к теоретическому обоснованию данного направления за рубежом. Заметно желание Е. С. Полежаевой изучить и сравнить разные подходы к определению терминологии в российском и зарубежном научном дискурсе, выявить сходства и различия российских и зарубежных стратегий досуговых и lifestyle изданий при том, что сегодня многие медиа-практики являются стандартными для данного направления. Е. С. Полежаева также рассматривает несколько предложенных теоретиками журналистики типологий досуговых средств массовой информации и рассуждает о том, какой тип досуговых СМИ является наиболее близким к определению «журнал для иностранного туриста». В качестве такого, автор определяет так называемые городские журналы-гиды, представители которых составили эмпирическую базу исследования. Необходимо отметить, что теоретическая часть магистерской диссертации имеет аналитический, а не описательный характер. Это свидетельствует о том, что теоретическая литература была детально изучена, вследствие чего, суждения автора достаточно аргументированы. Вторая глава магистерской диссертации посвящена исследованию городских досуговых журналов Санкт-Петербурга, в частности, журналов-гидов. В качестве таковых, были выбраны «TIME OUT Петербург», «Where St. Petersbourg» и «ТаксовичкоФ». Обращаясь к практической части исследования, хотелось бы начать с того, что автором были изучены журналы, которые серьезно отличаются друг от друга, что значительно повышает степень объективности исследовательской работы и итоговых суждений. Исследование эмпирического материала выполнено на основании типологических характеристик и формообразующих признаков, которые были определены в процессе изучения теоретической литературы. Существенное внимание автор уделил аудиторной направленности каждого из изученных журналов. Таким образом, структура работы представляется нам логичной и последовательной. На базе полученных результатов, Е. С. Полежаева сделала выводы о том, какое из перечисленных изданий соответствует определению «журнал для иностранного туриста». Выводы, представленные в заключении, в целом обоснованы и вызывают доверие. Вместе с тем, жанр рецензии предполагает наличие замечаний к магистерской диссертации. В их числе можно отметить следующее. Во-первых, в тексте работы автор подробно рассматривает направление досуговой журналистики, зарубежные концепции lifestyle и сервис-журналистики, подразумевая, что издания, принадлежащие к данным направлениям в большей степени способны удовлетворять потребности иностранной аудитории. Вместе с тем, хотелось бы увидеть более четкие параметры исследуемого в магистерской диссертации типа издания, которое направлено на иностранного туриста. Во-вторых, Е. С. Полежаева достаточно детально рассматривает этимологию слова «досуг», смысловую нагрузку данного понятия. С одной стороны, столь подробное описание происхождения и развития данного понятия обогащает работу, с другой – диссертация все же посвящена исследованию характеристик средств массовой информации, а определение досуговой журналистики уже дает ответ на вопрос о том, что подразумевается под понятием досуг. Третье замечание связано с практической частью исследования. Каждый из параграфов второй главы магистерской диссертации посвящен исследованию типологических и формообразующих характеристик, а также языковых особенностей трех журналов-гидов «TIME OUT Петербург», «Where St. Petersbourg» и «ТаксовичкоФ». При этом мы заметили определенную непропорциональность, первые два журнала исследованы достаточно подробно по обозначенным критериям, в результате чего, автор пришел к определенным результатам. Что касается анализа журнала «ТаксовичкоВ», он отличается некоторой лаконичностью. В частности, в нем отсутствуют примеры конкретных текстов, детальный разбор использованных языковых средств. При этом явный акцент поставлен на исследовании аудиторных показателей и редакционной политики журнала. Вместе с тем, являясь сравнительно новым изданием на рынке досуговых и корпоративных СМИ Санкт-Петербурга, на наш взгляд, журнал заслуживает более детального рассмотрения. В-четвертых, работе бы пошло на пользу некоторое расширение в сторону более детального анализа интернет-версий исследуемых изданий, а также онлайн-медиа, предлагающих схожий контент. В частности, хотелось бы увидеть в работе более развернутый анализ интернет-портала «TIME OUT Петербург», особенно в период после закрытия печатной версии журнала, также было бы интересно узнать мнение автора о причинах закрытия издания. К тому же, онлайн платформы делают городские издания более доступными для иностранной аудитории, не привязываясь к определенному региону распространения. Многие из них предлагают англоязычные версии, расширенный контент, возможность коммуникации, как с журналистами, так и в рамках аудитории. Все это делает их более подходящими для иностранного туриста. Высказанные замечания, на наш взгляд, не влияют на общий достойный уровень представленной работы и имеют скорее рекомендательный характер. В заключение можно сказать о том, что магистерская диссертация Е. С. Полежаевой является завершенным исследованием и отвечает предъявляемым к такому роду работ требованиям, что позволяет рекомендовать государственной аттестационной комиссии оценить ее положительно. Г. Г. Щепилова, д. филол. н., профессор кафедры теории и экономики СМИ, МГУ им. М. В. Ломоносова