Отзыв рецензента о магистерской диссертации Мажоровой Ксении Олеговны на тему «Современные тенденции в дизайне блогов: российский и итальянский опыт» Представленная нам на рассмотрение работа представляет собой попытку комплексного анализа дизайна крупнейших фуд- и фэшн-блогов России и Италии. В частности, автор исследует «композиционно-графические модели… блогов их визуальную оценку потребителем», а целью работы указывает «определение наличия зависимости уровня популярности блога от объема используемых современных тенденций (трендов) при разработке его дизайна». Сама по себе постановка такой цели вкупе с определением предмета исследования представляется нам весьма любопытной – прежде всего, потому, что непрофессиональная (либо квазипрофессиональная) журналистика стала одним из ключевых компонентов продолжающейся радикальной трансформации медиасистем в глобальном масштабе. Кроме того, автор претендует на получение научного знания о проблеме, откровенно плохо разработанной и в «чистой» науке о журналистике / коммуникациях: характере связи между популярностью единицы контента и его содержательными, структурными, лингвистическими и пр. характеристиками. В данном случае задача, как можно видеть, у автора более скромная – оценить связь между дизайном блогов и отношением потребителей к нему. Но от этого она не становится менее интересной. Автор проделал неплохую работу теоретического характера, проработав вполне релевантные научные труды и подготовив солидный фундамент для своего эмпирического исследования. И это исследование, безусловно, является самой любопытной частью труда Мажоровой К.О. Методология его оригинальна, абсолютно прозрачна и понятна – что уже само по себе большое достижение. Более того, мы полагаем, что предложенные автором методологические решения могут быть сравнительно просто мультиплицированы на иные исследования, сфокусированные на смежных либо сходных проблемах. Не углубляясь в методологические тонкости, отметим лишь, что мы были приятно удивлены элегантностью некоторых придуманных автором эмпирических подходов. Результаты, полученные автором, также весьма любопытны и, безусловно, заслуживают введения в научный оборот. Так, нам представляется, что отмеченная автором на примере блогов мультикультурная «зависимость уровня положительного визуального восприятия дизайна от степени соблюдения принципов построения дизайна…» является, безусловно, ценным научным результатом, равно как и идентифицированная автором устойчивость положительного визуального восприятия дизайна блогов при использовании небольшого количества базовых элементов дизайна. Несмотря на крайне положительное впечатление от работы Мажоровой К.О., мы вынуждены сформулировать несколько замечаний и комментариев: 1. Это редкий случай, когда необходимо отметить многочисленные стилистические огрехи автора. См. напр. с. 14: «Вероятность развития рынка дает тот факт, что итальянский язык является четвертым по распространенности в мировой блогосфере…». Это вообще о чем? Или, скажем, с. 16: «Есть хорошая русская поговорка «Встречают по одежке, провожают по уму». Прекрасно – только такого рода обороты уместны в эссе, но не научной работе. Хватает пунктуационных и орфографических ошибок. 2. Мы полагаем, требует дополнительной защиты обоснование выборки респондентов, принявших участие в эмпирическом исследовании. Автор несколько раз называет их фокус-группой, но это, конечно, не так: фокус-группы проводятся по совершенно иной методике и уж, безусловно, не включают единовременно 88 человек. В данном случае речь идет об обычном дистанционном онлайновом опросе, причем выборка – стихийная, что, как правило, требует дополнительного обосновании валидности результатов. И замечание автора на с. 53 («Электронный опрос был проведен на базе сетевого сервиса Survio, что позволило: во-первых, привлечь на добровольной основе людей, интересующихся блогосферой и дизайном; во-вторых, обеспечить независимость результатов») требует расширения и уточнения («привлечь на добровольной основе» - это, скорее, недостаток для дистанционного опроса; что понимается под «независимостью результатов»?). 3. Кроме того, я бы посоветовал автору быть более аккуратным с использованием оборотов вроде «Полагаем, что методика оценки дизайна блогов с помощью статистических методов, найдет применение в научной среде» (пунктуация автора сохранена – А.В.). В работе я не нашел ни одного описания статистических методов анализа полученных эмпирических результатов. В частности, не описаны заявленные, как мы поняли из текста, методики регрессионного/корреляционного анализа, статистические тесты, особенности кластерного анализа. Подчеркну – эти замечания ни в коем случае не снижают очень положительного впечатления от работы. Некоторые ее компоненты выполнены на блестящем уровне. Диссертация интересна, важна, полезна, хорошо организована. Автор провел отличное исследование, имеющее большое практическое значение. В целом мы считаем работу, несомненно, удавшейся. Потому я с чистой совестью рекомендую комиссии поставить за нее положительную оценку. Кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и экономики СМИ факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова Вырковский Андрей Владимирович 17.05.2016