РЕЦЕНЗИЯ на магистерскую диссертацию Куимовой Александры Игоревны «Региональная кинодокументалистика: темы, проблемы, образы» Магистерская диссертация А. И. Куимовой посвящена истории региональной кинодокументалистики. Она о том, как возникали и развивались отечественные студии документальных фильмов, какая тематика доминировала в работе той или иной студии, какой вклад эти студии внесли в создание кинолетописи страны. Сегодня, когда почти все российские студии документальных фильмов прекращают своё существование, подвести итог их восьмидесятилетней деятельности – задача более чем своевременная и благородная. Поскольку же до этого не было практически никаких исследований, обобщающих опыт многолетней деятельности порядка десяти студий, располагавшихся в различных регионах России, то нет сомнения, что представленная к защите работа обладает достаточной степенью новизны и актуальности. В первой главе диссертации рассматривается история возникновения в нашей стране документального кино и появления в 1930-х годах, в период индустриализации, большинства региональных киностудий. Благодаря работе операторов кинохроники тогда удалось зафиксировать многие события, происходившие на огромной территории СССР. Во время Великой Отечественной войны практически все кинохроникёры участвовали в съёмке военной кинохроники. Многие из них погибли, выполняя редакционное задание. Благодаря им, мы видим сегодня документальные кадры, запечатлевшие страшные будни блокады Ленинграда, жестокость фашистских варваров на оккупированных территориях и великий подвиг, совершаемый нашими солдатами на всех фронтах - от Баренцева до Чёрного морей, от Сталинграда до Берлина. Региональные студии, в структуре которых существовали и успешно функционировали корреспондентские пункты, запечатлели послевоенную жизнь - и в еженедельных киножурналах, и в документальных фильмах, отразив не только труд и отдых людей, но и многие проблемы своего времени. Благодаря студиям документальных фильмов мы сохранили образ страны вплоть до 90-х годов. А после в архивах хроники пробел - потому что снимаемые для телевидения события, как правило, не сохранялись ни на 16-мм кинопленке, ни на видеокассетах, неоднократно используемых снова и снова для съёмки различных материалов. Во второй главе диссертации её автор рассматривает деятельность четырёх региональных студий страны, а именно: Ленинградской студии документальных фильмов, Ростовской студии кинохроники, Свердловской студии кинохроники, существовавшей в структуре большой студии, производящей фильмы разных видов и жанров, а также Дальневосточной студии кинохроники. Даётся подробное описание наиболее значительных фильмов, созданных на этих студиях (рассматриваются 32 фильма), даётся анализ этих фильмов с точки зрения их тематической направленности и художественных достоинств, приводится творческая биография режиссёров и операторов, внесших свой вклад в создание кинолетописи страны. Среди сотен созданных на этих студиях кинокартин встречаются настоящие шедевры, не раз становившиеся обладателями наград российских и зарубежных кинофестивалей. И сегодня, когда мы оказались свидетелями падения уровня профессионализма в операторской и режиссёрской среде (во многом из-за перехода на новые технологии, в которых за человека «думает» автоматика) и уровня художественного осмысления действительности, сужения тематической палитры, обращение к опыту государственных киностудий документальных фильмов, на наш взгляд, более чем актуально. Ведь именно произведения традиционного документального кино являются образцами подлинного мастерства, которому молодому поколению непременно стоит следовать. Необходима постоянная тренировка своего «киноглаза», чтобы суметь найти в теме глубину, художественный образ, выявить проблему и предложить её решение в чёткой и ясной форме. В данном исследовании нашла подтверждение гипотеза, что главным фактором, влияющим на формирование тематики, выявление круга проблем в региональных фильмах являлись культурные и природные особенности региона. Это приводило к разнообразию и богатству тематических и жанровых направлений в документальном кино. Благодаря этим фильмам, зрители узнавали о жизни на Крайнем Севере, о быте и культуре малых народов, об уникальных людях, живущих в отдалённых уголках нашей страны. Героями киножурналов и фильмов были не только люди творческих профессий, но и люди труда – рабочие, крестьяне, лётчики, рыбаки, учёные, учителя. Немалое значение имела кинопериодика, выпускаемая на всех региональных киностудиях. Нередко это была не просто фиксация каких-то событий, а авторский взгляд на событие, явление, на жизнь людей. Убедительными и обоснованными представляются выводы, изложенные в заключении. Диссертация позволила автору продемонстрировать способности к исследованиям, показать умение работать с научной литературой, провести анализ экранных работ. Работа Александры Игоревны носит не только теоретический, но и творческий характер. Созданный ею фильм «Элегия Крюкова канала. Золотая четверть века…» повествует о 25 годах из жизни Санкт-Петербургской студии документальных фильмов - с 1971 по 1996 годы. Среди живых свидетелей жизни и деятельности тех лет Владилен Иванович Кузин, возглавлявший студию в эти годы, известный кинорежиссёр Михаил Сергеевич Литвяков, операторы Николай Васильевич Волков и Сергей Михайлович Ландо. В ткань фильма органично включены фрагменты наиболее значительных фильмов студии, кинокадры и фотографии, запечатлевшие рабочие моменты. Фильм носит название «Элегия Крюкова канала», и эта нота печали обоснована, потому что студия, впрочем, как и другие государственные студии документальных фильмов, доживает свои последние дни. Думается, что такой фильм не только нужен и полезен, как историческое свидетельство, но имеет ценность, как гражданский поступок автора. Конечно, эта экранная работа представляет собою журналистскую версию истории студии. Не углубляясь в подоплёку событий и фактов, рассказ идёт по канве, предложенной участниками интервью. Фильму не хватает обобщений, недостаточно разработан образный ряд. К недочётам теоретической части работы следует отнести фрагментарность рассматриваемых в работе историй студий. Также жаль, что за пределами исследования оказались Западно-Сибирская и Восточно-Сибирская студии, на которых было сделано немало замечательных фильмов. Но это, вероятно, объясняется недостатком опубликованных материалов об этих студиях, а позволить себе поездку в эти отдалённые регионы магистрантка, естественно, не могла. Однако указанные замечания не снижают общего позитивного впечатления от представленной к защите работы. По данным проверки системы Blackboard работа Куимовой А. И. оригинальна на 93%. Магистерская диссертация Александры Игоревны Куимовой удовлетворяет требования, предъявляемым к данному виду работ, и заслуживает положительной оценки. Официальный рецензент – доцент кафедры режиссуры телевидения Санкт-Петербургского института кино и телевидения, кинорежиссёр-документалист, продюсер, руководитель АНО «Киностудия ПС» в Санкт-Петербурге - Пётр Яковлевич Солдатенков. 10.05. 2016 г.