Рецензия на магистерскую диссертацию Глазуновой Ирины Владимировны на тему: «Современная трэвел-журналистика в США и Великобритании» В работе Глазуновой И.В. рассматриваются функциональные и жанровые особенности трэвел-журналистики США и Великобритании. Как справедливо отмечает Ирина Владимировна, сегодня туризм является полноценным и немаловажным источником доходов и экономического развития страны или региона. Одним из условий успешного функционирования не только сферы туризма, но и всего общества в целом является трэвел-журналистика, которая выполняет просветительскую, информационную, регулирующую и развлекательную функцию. Высокая популярность социальных сетей меняет подходы и форматы как в общественно-популярных СМИ, так и в трэвел-журналистике. Современную трэвел-журналистику отличает высокая степень вовлеченности аудитории в создание контента, оперативность обратной связи, интерактивность, возможность фильтрации контента. Изучение всех этих тенденций и выявление взаимосвязи между ними и придает представленному к защите диссертационному исследованию научную новизну и практическую значимость. В первой главе Ирина Владимировна дает определение понятию «трэвел-журналистика», учитывая современные реалии; приводит типологию, сравнивая с существующей типологией в российском научном дискурсе; выявляет различия между трэвел-блогами и журналами о путешествиях. Отдельно стоит выделить исторический анализ зарождения и развития журналистики о путешествиях (параграф 1.2). Признаюсь, с большим удовольствием прочел этот раздел и открыл для себя много нового и полезного. Вторая глава посвящена особенностям трэвел-изданий в США и Великобритании, их сравнительному анализу, отдельно рассматривается политика изданий по адаптации контента и следованию новым тенденциям в медиаиндустрии. Автор сравнивает одни и те же издания в разные периоды времени (в 2010 году и в 2016 году), что позволяет проследить динамику изменений в контексте постоянной турбулентности медиарынка. Кроме этого для достижения релевантных выводов, проводится анализ социально-политических и экономических факторов, которые способствовали быстрой популяризации трэвел-журналистики, как то: развитие туризма, рост благосостояния граждан, демографические показатели исследуемых стран. Импонирует также то, что Ирина Владимировна постоянно оперирует последними статистическими данными из различных отраслей. Весьма солидно выглядит эмпирический материал: Ириной Владимировной было проанализировано 622 публикации в издании National Geographic и более 500 публикаций в издании Lonely Planet. Помимо этого были проведены экспертные интервью среди журналистов и блоггеров США и Великобритании. Ирина Владимировна постоянно стремится структурировать, полученную информацию, что придает работе динамичность и стройный вид. Она легко усваивает довольно сложный материал, который выдает в качестве хорошо написанного текста со сбалансированной композицией. Теоретическая база включает в себя фундаментальные труды зарубежных и российских авторов, некоторые работы впервые вводят в российское научное поле. Отдельно необходимо выделить грамотность автора и визуальную «опрятность» работы. Автор справедливо приходит к выводу о том, что трэвел-журналистика зачастую имеет также и политический потенциал, подчеркивая, что «теперь трэвел-журналистика – важная составляющая международной журналистики, поскольку знакомит читателей с событиями, проблемами и тенденциями зарубежных стран, а также с изменениями в геополитической и этнокультурной жизни страны» (с.56). Поставленная цель достигнута, все задачи реализованы, объект и предмет исследования определены корректно. Методы исследования и выводы диссертационного сочинения не вызывают возражений. Однако в работе встречаются некоторые недочеты и упущения: Во-первых, в работе не хватает анализа экономических показателей трэвел-журналистики США и Великобритании. По меньшей мере, данного анализа исследуемых изданий Lonely Planet и National Geographic. Для определения тенденций и особенностей функционирования индустрии важно понимать современные механизмы и принципы монетизации контента, специфику работы с рекламодателями и т.д.; Во-вторых, несмотря на качественную подачу исторического материала, оригинальность в его интерпретации, все же начинать исследование, посвященное современной журналистике, с 18 века до н.э. - это слишком. Можно было бы сократить, оставив лишь период становления журналистики в исследуемых странах; В-третьих, не до конца понятно, какое отношение социальная сеть Вконтакте имеет к США и Великобритании (см. с.84)? В-четвертых, хотелось бы узнать, с чем связан выбор эмпирической базы исследования? Почему только периодические издания? Интересно было бы сравнить прессу и электронные СМИ. Между тем, высказанные замечания носят частный характер и ни в коем случае не снижают общего положительно впечатления от работы. Представленная магистерская диссертация Глазуновой Ирины Владимировны является самостоятельным авторским текстом (процент заимствований - 9%). В работе присутствуют научная новизна, качественное теоретическое и практическое исследование, оригинальные и обоснованные выводы. Представленный к защите труд соответствует всем требованиям, а ее автор заслуживает положительной оценки. Официальный рецензент: Таказов В.Д., заведующий кафедрой журналистики СПбГЭУ, профессор, доктор филологических наук 20.05.2016