Отзыв на магистерскую диссертацию ГАЗЕНКАМПФ Алёны Викторовны по теме «Методы и формы подачи информации в научно-популярных программах канала "Discovery"» Актуальность представленной диссертации неоспорима. Научные, позитивные представления о мире снова выходят на первое место в иерархии интеллектуальных ценностей современного человечества, а, следовательно, возрастает роль СМК различного рода в трансляции знаний. Дискуссия в профессиональной журналистской среде ведется не о том - нужна ли сейчас научно-популярная журналистика, а - какой ей надлежит быть. И работа Алёны Викторовны Газенкампф представляется достаточно важным компонентом подобного спора. Также безусловны достоинства диссертации. Прежде всего, привлекает манера изложения материала - одновременно сдержанно-информативная и эмоционально-увлекающая. Подобным стилем и должны владеть журналисты, пишущие о науке. Перекос в любую сторону сразу вызывает недоверие у возможной целевой аудитории. Далее выделяется степень охвата, объем эмпирической базы. В диссертации, как видно из названия, анализируются программы популярнейшего телевизионного канала. Диссертант разбирает способы подачи информации, причем пристально рассматривает не только формат передачи, а и внутреннюю структуру сюжетов, методы создания модульного сценария. О необходимости последнего указывали С. Муратов и И. Кемарская, подобные схемы применяются не только в зарубежном, но и в отечественном телевидении, но, к сожалению, пока исчезают из поля зрения медиакритиков всех направлений. Количество исследуемых сюжетов в избранных программах весьма Репрезентативно, и выделенные структуры не вызывают сомнения. Однако же хотелось бы видеть в качестве приложения таблицы контент-анализа выбранных программ, что добавило бы веса работе диссертанта. Главное же замечание рецензента вызывает почти безусловное принятие исследователем способа подачи информации каналом “Discovery». Так в заключении диссертант формулирует свое отношение к подобным форматам следующим образом: «Научно-популярные программы должны быть не только «научными» и «популяризующими», но и иметь развлекательную составляющую. Развлекательности могут добавить необычная подача информации, например, в форме безумных экспериментов, опытов или фокусов. Это привлечет внимание зрителей. (С. 86) При этом упускается из вида характер целевой аудитории канала. Она оценивается лишь приблизительно по возрастному и гендерному признаку. Однако здесь необходимо учитывать и образовательный уровень зрителей. Тогда будет понятно, на каком уровне авторы научно-популярных передач могут развлекать зрителей. Однако эти замечания касаются лишь подхода диссертанта и рецензента к способу построения научно-популярных телевизионных программ. Сама же диссертация Алёны Викторовны Газенкампф выглядит достойным научным исследованием и заслуживает отличной оценки. Доцент кафедры журналистики и медиатехнологий ВШЖМ СПБбГУПТД Член Союза журналистов СПб Лауреат Государственной премии РФ Гринфельд В.А. 18/05/2016