Рецензия на магистерскую диссертацию Бирюковой Анны Игоревны «АКТУАЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ЖУРНАЛОВ МОД США И ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ» Медиадизайн Науч. рук.: С. Бодрунова, доктор политических наук Предлагаемая диссертация представляет собой состоявшееся научное исследование высокого уровня. Работа хорошо структурирована, автор использует двухчастную структуру – теоретическая и методическая главы. Представлена классическая структура введения, прописаны объект и предмет, цели и задачи соответствуют собранному материалу, теоретическая и эмпирическая база обозначены. Характеризуя работу в целом, следует обратить внимание на очень сильную первую главу, детально проработанный анализ теоретических оснований основных понятий. Кроме того, автор продемонстрировал аналитический потенциал при анализе данных, поднимаясь от отдельных «картинок», контента журналов до обобщений в модной индустрии. Квалификационная работа оставляет целостное впечатление, выстроена логично, аккуратно оформлена, в том числе ссылки, цитаты, таблицы. Знакомство с текстом диссертации не оставляет сомнений в высокой заинтересованности автора в предмете исследования, системном характере ее подготовки. В первой главе «Мода как система социальных коммуникаций» проведен серьезный теоретический анализ с привлечением широкого круга источников, что отражено в библиографии. Последовательно рассмотрены понятия «мода», «модный процесс», определена сущность каждого его элемента. Автором расписаны группы участников, в соответствии с которой журналы определены в распространители. Проанализированы исторические трансформации модной индустрии в контексте структуры модного процесса, и что очень важно для данной работы показаны взаимосвязи его участников. Представлено определение дизайна в контексте корреляции с социокультурными характеристиками. Следует отметить, что в теоретической главе проявились умение автора анализировать основные теории, делать обобщения и предлагать авторскую интерпретацию, иллюстрировать тезисы примерами. Ценность изложенного материала бесспорна, поскольку российские исследователи редко обращаются к феномену моды с аксеологической точки зрения, что сделал автор. Достоинством первой главы является предложенная схема анализа моды в разрезе визуальных представлений fashion-журналов. Вторая глава представляет собой результаты эмпирического исследования: описана методология, а именно процедура проведения контент-анализ и процесс выделения категорий для кластерного анализа. Второй параграф полностью посвящен анализу и представлению результатов, где автор продемонстрировал свои способности к экстраполяции и выводам, которые характерны для издательского рынка в целом, и модных журналов в частности. Важной особенностью текста диссертации является разработанные метрики для проведения кластерного анализа, При всех достоинствах диссертационное исследование не обошлось без недочетов. 1. В теоретической главе не хватает основных авторских определений, не всегда понятно, что именно автор берет за основу после рассмотрения множества теорий. Возможно было бы полезно представить результаты теоретического анализа в виде концептуальной схемы исследования в связи с большим количеством рассматриваемых подходов. 2. Присутствует заметный дисбаланс – первая глава в полтора раза больше второй, что привело к пробелам в методике исследования. Во-первых, не обоснованы используемые для анализа методы: контент-анализ и кластерный анализ. Не прописана процедура контент-анализа, хотелось бы увидеть примеры выделенных категорий и отрывков из журналов, которые были закодированы. Во-вторых, не обозначены принципы отбора изданий (они только описаны), кроме того не описана процедура отбора отдельных номеров. При прекрасно проработанной теоретической части методология оказалась от нее оторвана, нет преемственности повествования. 3. В методической части использованы и привлечены не все наработки теоретической главы, что приводит к разрыву Отмеченные недостатки не подвергают сомнению ценность исследовательской работы, проделанной автором. Предлагаемое исследование соответствует требованиям, предъявляемым к магистерским диссертациям по профилю "Медиадизайн" и заслуживает положительной оценки, а автор – присвоения искомой академической степени. Отзыв подготовлен к.с.н., доцент Департамента социологии НИУ Высшая школа экономики Логуновой Ольгой Сергеевной