ОФИЦИАЛЬНАЯ РЕЦЕНЗИЯ доцента кафедры филологии и журналистики факультета социальных технологий Российской академии народного хозяйства (Северо-Западный институт управления), кандидата политических наук Ксении Евгеньевны Виноградовой на выпускную квалификационную работу магистра Бауськовой Юлии Сергеевны «Журнал "Форбс" как субъект формирования социально-экономического дискурса», представленную на соискание академической степени магистра (магистерская программа Деловая журналистики и бизнес-коммуникации направления 031300 Журналистика) Актуальность исследования. Деловая журналистика представляет собой сегодня наиболее динамично развивающийся сегмент средств массовой информации, что вызвано спросом аудитории на квалифицированную информацию, связанную с рынками, финансами, производственной сферой деятельности, предпринимательством. Аудиторию деловой журналистики неизменно составляют представители истеблишмента, влиятельные предприниматели, политики, предъявляющие особые требования к качеству предоставляемой в массмедиа информации. Вопрос формирования социально-экономического дискурса с помощью деловых медиа в условиях конкурентной среды приобретает особое значение для исследователей прессы. Объект исследования (российская версия журнала Forbes) и предмет исследования (воздействие Forbes на формирование социально-экономического дискурса) сформулированы правильно. Выбор объекта исследования не случаен. Базовым является русскоязычная версия журнала «Форбс» (Forbes), одного из авторитетных изданий в современном экономическом мире. В зону научного интереса попадает проблема выявления факторов влияния деловых изданий на формирование социально-экономического дискурса. Выбранные методы исследования – сравнительный анализ, структурно-функциональный метод, контент-анализ текстов – обеспечили научную обоснованность выводов и верифицированность данных. Новизну исследования определяет, прежде всего, объект исследования - общенациональный ежемесячный деловой журнал Forbes как субъект, формирующий социально-экономическую среду. Впервые используется биографический метод, коррелированный с методом интервью и интент-анализом публикаций главных редакторов в авторских колонках. Совокупность методов позволяет выявить мировоззренческие позиции, политические ориентаций главных редакторов, влияющих на формирование общей концепции издания и редакционной политики. Показана прямая зависимость концепции, установления приоритетных для обсуждения тем от профессиональных качеств и установок главного редактора; продемонстрированы разные подходы к оценкам политики и экономики России со стороны трех главных редакторов, возглавляющих издание в разное время (Е.Осетинская, Э.Муртазаев, Н.Усков и др.). Избранный ракурс рассмотрения очерченных проблем определялся типологическими характеристиками делового издания. Достоинство работы еще и в том, что тщательно изучен весь авторский состав журнала, классифицированы эксперты, обеспечивающие тематический диапазон и жанровое разнообразие; определена их доля в общем объеме публикаций. Такой подход применяется впервые. Автор сумел показать через персоналии воссоздаваемую общую картину экономической жизни в России и за рубежом. Цель исследования и поставленные задачи решены: систематизированы подходы к определению понятия «дискурс» в теории журналистики; предложен новый подход к анализу проблемы влияния на формирование социально-экономического дискурса; проделан сравнительный и контекстуальный анализ публикаций трех главных редакторов Forbes, размещенных в колонке редактора и влияющих на формирование социально-экономического дискурса; определены принципы выстраивания редакционной политики на основе мировоззренческих взглядов нынешнего главного редактора Н.Ф. Ускова; дан прогноз развития ситуации, связанной с функционированием издания. В работе много оригинальных мыслей, наблюдений, фиксируются тенденции газетного рынка и читательских предпочтений. Важным разделом диплома нам представляется часть, где рассмотрены методы трансформации прецедентных текстов. Научно-теоретическую базу исследования составили, с одной стороны, многочисленные научные работы специалистов, анализирующие деловые СМИ как особый тип издания, рассматривающие их функции, цели, структуру аудитории, влияние на состояние деловой среды, а с другой – исследования медиалингвистов, занимающихся анализом текстопостроения в СМИ. Теоретическое значение исследования заключается в том, что уточнены характеристики делового журнала как неотъемлемого субъекта формирования социально-экономического дискурса, субъекта, воздействующего на экономическую и бизнес-среду, способного изменять ход действий в этой среде со стороны ее активных участников – бизнесменов и политиков. Структура работы подчинена общей логике, поставленным задачам. Практической значимостью исследования являются результаты, которые могут быть использованы на практических занятиях студентов факультетов журналистики и экономики. Результаты могут быть применены специалистами в исследованиях, касающихся изучения экономической среды и бизнес-среды. Материалы работы могут найти применение в практике преподавания курса «Деловая журналистика» в вузах, а также в спецкурсах и спецсеминарах. Апробация темы. В рамках подготовки магистерской диссертации было принято участие в следующих научных конференциях: «Медиа в современном мире: Молодые исследователи», «Медиа в современном мире: 54-е Петербургские чтения», «Медиа в современном мире: 55-е Петербургские чтения». Результатом участия в вышеперечисленных конференциях стали опубликованные в научных сборниках тезисы, а именно: «Влияние Forbes на отношение россиян к бизнесу», «Журнал Forbes как субъект влияния на социально-экономическую среду», «Способы воздействия журнала Forbes на бизнес-аудиторию». ВКР оформлена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к такого рода работе. Научный аппарат соответствует теории и практике журналистики. Принципиальных замечаний к содержанию исследования нет. Вместе с тем, можно высказать некоторые рекомендации. 1) В списке литературы целесообразнее было бы развести научную литературу – книги, статьи и источники – публикации, которые анализировались автором. 2) Можно было бы расширить смысловое поле исследования с помощью сравнения русскоязычной версии журнала с другими версиями. Вместе с тем, высказанные замечания не могут сказаться на общем высоком уровне представленной магистерской выпускной квалификационной работы, которая выполнена в соответствии с требованиями Высшей школы журналистики и массовой коммуникации СПбГУ и ГАК, предъявляемыми к подобного рода работам, и позволяют рекомендовать государственной аттестационной комиссии оценить ее высоко и присвоить Бауськовой Ю. С. степень магистра. Виноградова К. Е. кандидат политических наук, доцент кафедры филологии и журналистики РАНХиГС, СЗУ