Отзыв на выпускную квалификационную магистерскую работу О.А. Соколова «Социально-исторический роман в творчестве кувейтского писателя Исмаила Фахда Исмаила» Жанр социально-исторического романа начал складываться в арабской литературе одним из первых еще в середине 19 века, в эпоху так называемого «Арабского Возрождения». С того момента этот жанр в арабской литературе существенно эволюционировал от просветительского романа до сложных произведений в духе пост-модернизма. К жанру социально-исторического романа обращались многие выдающиеся арабские писатели, начиная от Джирджи Зейдана и заканчивая лауреатом Нобелевской премии, Нагибом Махфузом. Самым известным писателем-романистом Кувейта является Исмаил Фахд Исмаил. Несмотря на значимость творчества писателя не только для литературы Кувейта, но и для литературы всего Арабского Востока, несмотря на широкую известность его произведений и высокую оценку творчества писателя в арабском мире, в западном и в отечественном литературоведении творчество Исмаила Фахда Исмаила изучено мало. Этот пробел и призвана частично восполнить данная магистерская работа. Магистрант проделал существенную работу по изучению романного творчества Исмаила Фахда Исмаила (которое является основным в биографии этого писателя), а точнее по изучению эволюции социально-исторического романа в творчестве писателя на примере подробного анализа трех романов, относящихся к разным периодам творчества автора: "Материалы дела 67" (Милафф аль-хадиса 67, 1975), "Человек-тень" (аль-Каин аз-зылль, 1999), "Птицы лагеря ат-Таджи" (Туйур ат-таджи, 2014). Хочется отметить, что исследование социально-исторических произведений кувейтского писателя магистрант рассматривает в контексте всего исторического развития этого жанра в арабской литературе. С выводами автора о характере основных черт социально-исторических романов в творчестве Исмаила Фахда Исмаила вполне можно согласиться. Единственное, что хотелось бы добавить к работе, это попытаться более подробно проанализировать те художественные средства, с помощью которых писатель создает свои образы. Возможно, подобный вопрос побудит магистранта продолжить свои исследования в этом направлении. Выполненная же на настоящий момент работа является достойным вкладом в изучение современной арабской литературы. Имеющиеся в диссертации незначительные опечатки никак не портят общего впечатления от работы, которая, несомненно, заслуживает оценки «отлично». К. филол. наук, доцент М.И. Сивохо