Отзыв научного руководителя о магистерской диссертации О.А. Соколова «Социально-исторический роман в творчестве кувейтского писателя Исмаила Фахда Исмаила» Работа магистранта О.А. Соколова посвящена романному творчеству известного в арабском мире кувейтского писателя Исмаила Фахда Исмаила, произведения которого, однако, не получили еще адекватного освещения в работах отечественных и западных литературоведов, что делает такого рода исследование весьма актуальным. Творчество писателя хронологически «покрывает» почти всю историю развития современной литературы Кувейта и в этом смысле может служить иллюстрацией тех идейно-художественных трансформаций, которые происходили в этой литературе. В связи с этим конкретной целью исследования О.А. Соколова стало рассмотрение различных подходов Исмаила Фахда Исмаила к социально-историческому материалу в его романах. Эта осуществляется в работе через анализ идейной составляющей этих романов, используемых писателем сюжетно-композиционных приемов, системы персонажей, способа изображения исторического контекста, аллегорической составляющей в повествовании. Первая глава диссертации посвящена развитию исторического романа в арабской литературе в целом, что позволяет определить место творчества Исмаила Фахда Исмаила на «линейке» эволюции этого жанра. Вторая глава посвящена собственно Исмаилу Фахду Исмаилу и разделена на четыре параграфа. В первом параграфе рассматривается процесс формирования современной литературы в Кувейте, включая участие в этом процессе Исмаила Фахда Исмаила. Приведенный здесь обзор творчества Исмаила Фахда Исмаила свидетельствует о весьма значительной роли писателя в формировании национальной литературы. Параграф этот представляет и самостоятельный интерес, поскольку ни в отечественной, ни в западной арабистике до сих пор не появлялось столь полного обзора развития романного жанра в Кувейте. Последующие три параграфа главы посвящены анализу трех романов Исмаила Фахда Исмаила: «Материалы дела 67», «Человек-тень» и «Птицы лагеря ат-Таджи». Все три романа можно назвать социально-историческими, но в сюжетно-композиционном и прочих отношениях они совершенно разные. В Заключении диссертации излагаются выводы о вариативности художественных приемов писателя, многие из которых являются присущими романтическому и модернистскому направлениям, хотя в целом творчество Исмаила Фахда Исмаила следует традициям критического реализма. Подобная характеристика творчества писателя в целом отражает особенности развития литератур стран Аравии, в которых черты разных идейно-художественных направлений хронологически сосуществуют, что обусловлено более ускоренным развитием этих литератур по сравнению со «старыми» литературами таких стран как Египет, Ливан, Сирия. На мой взгляд, диссертация О.А. Соколова – и по своему содержанию, и по объему нового для отечественной науки материала – заслуживает самой высокой оценки. Суворов М.Н., профессор кафедры арабской филологии СПбГУ