РЕЦЕНЗИЯ НА МАГИСТЕРСКУЮ ДИССЕРТАЦИЮ ЧЕТВЕРИКОВОЙ ЕКАТЕРИНЫ АЛЕКСЕЕВНЫ «КУЛЬТУРА ДОСУГА В ЧАНЪАНИ ЭПОХИ ТАН (618-907 ГГ.)» (Профиль: Культура народов Азии и Африки) Магистерская диссертация Е.А. Четвериковой «Культура досуга в Чанъани эпохи Тан (618-907 гг.)» посвящена одной из важных проблем изучения исторической составляющей культурной жизни самой яркой и процветающей династии Китая – периода Тан. В настоящее время различные аспекты культурологии активно изучаются на примере западных культур, о чем автор диссертации говорит во введении к своей работе и определяет «досуг» как одну из составляющих повседневной жизни общества, изучение которой имеет большое значение для описания культурных реалий прошлого (с. 9). Своей задачей автор ставит «систематизацию основных видов досуговой деятельности в столице танской империи Чанъани» (с.9) Работа состоит из введения, пяти глав, заключения, приложения и списка использованной литературы и источников. Методологически работа построена правильно, т.к. в первой главе (с. 12-34) дается краткая характеристика танской эпохи, историческое описание формирования Чанъани как столичного города, культурного и экономического центра многонациональной империи Тан, что формировало культурный досуг ее обитателей и влияло на развитие всей страны в целом. Анализируя проведение досуга в танском Китае Е.А. Четверикова подразделяет его проведение на традиционные праздники (глава 2), фестивали и пышные застолья (глава 3), спортивные развлечения (глава 4) и досуг в культурно-досуговых учреждениях (глава 5). При описании традиционных праздников автор, на основании китайских источников, подробно характеризует каждый сезонный праздник, в некоторых случаях приводя легенды о его возникновении. Во время каждого праздника совершались определенные действия или церемонии, приготовлялась характерная для этого момента пища, все это имело определенный смысл. Несмотря на то, что в конце главы не сформулирован четкий вывод, материал, приводимый автором диссертации, показывает, что китайские праздники периода Тан (вплоть до современности) сохраняли сакральный смысл общения и умилостивания духов, что не так четко видно в современных западных праздниках (по цитатам из Бочарова и Абрамян на с. 35-36). Именно эту функцию несли и фестивали, и пышные застолья, связываемые с семантикой привлечения богатства и обильного стола, с поверьем, что следующий этап жизни будет обилен и благополучен. При этом, музыкальное сопровождение, застольные песни, сопровождавшие пиршества, являлись призывами или благодарениями духам, а не просто людским развлечением. Этим можно «расшифровать» на первый взгляд поверхностное суждение автора, основанное на мнении китайского современного исследователя, о том, что в танское время застольные песни «представляли собой наиболее простую форму музыкальных выступлений, которыми обычно сопровождались застолья. Однако без них не обходилось ни одно пиршество, поскольку наличие музыки и танцев являлось непременным условием для подачи вина гостям, произнесения тоста или, если кого-то хотел угостить товарища выпивкой…. Танские правители непрерывно устраивали во дворце пышные пиршества…Поводом для них могло послужить все что угодно, например, празднование успеха в каком-либо важном деле или награждение особо отличившихся государственных деятелей» (с. 69). Идея развлекательности присутствует у автора и в описании театральных представлений, устраиваемых во время ярмарок. Однако известно, что театральные сцены устраивались чаще всего напротив входа в храмы, и как писал В.М. Алексеев, «театральные помостки устраиваются в Китае vis à vis с храмом, чтобы дух мог видеть, как радуются облагодетельствованные им люди и сам наслаждаться игрой актеров» (В.М. Алеексев. В старом Китае. М.: Вост.лит., 2012, с. 86). Из этого следует, что театральные представления в первую очередь устраивались для невидимого духа-покровителя, спускающегося в человеческую толпу зрителей. Подробная глава о спортивных развлечениях и настольных играх дает представление о разнообразии активного способа проведения досуга в танском Китае. Описания соревнований стрельбы из лука и охоты говорят о значимости военного искусства в государстве, поскольку эти соревнования были не только развлечением, но и тренировкой в индивидуальной ловкости и совместном маневре (охота). Безусловно, эти виды военно-спортивной тренировки связаны с северо-западным кочевым элементом в этносе танского Китая. А вот настольные игры, как правильно отмечает автор, восходят к китайским гадательным практикам (с. 92). Говоря о чайных домах, автор правильно возводит культуру общения в чайных домах в более позднее время (династии Мин и Цин) к зарождению ее при Тан. Кстати сказать, описанный автором раннетанский чай (с. 97-98) представляет собой чай кочевых народов с добавлением в напиток молока и жира – это еще одно доказательство полиэтничности танского этноса. В этой главе автор допускает неточность, говоря о том, что чай делали из листьев чайного дерева, а не куста, т.к. чайное дерево – это тропическое миртовое дерево, из листьев которого делают эфирное масло, а не чай. На основании подробного описания различных вариантов проведения досуга в танском Китае, автор делает выводы, полностью соответствующие поставленной в начале работы задаче. В Заключении диссертант подводит итоги, которые логично вытекают из текста диссертации. Следует особо выделить подборку иллюстративного материала, собранного в приложении, – 51 иллюстрация из книг и интернет ресурсов прекрасно дополняет описания игр и праздников, описанных в основном корпусе работы. Для написания магистерской диссертации Е.А. Четверикова использовала литературу на русском, английском и китайском языках (77 работ и источников), тем самым продемонстрировав прекрасное владение литературой по заданной теме, умение пользоваться китайскими и европейскими интернет ресурсами. Подборка материала и его анализ свидетельствуют об умении логично и четко излагать свою мысль, при этом работа написана хорошим языком и читается с интересом. Магистерская диссертация Е.А. Четвериковой «Культура досуга в Чанъани эпохи Тан (618-907 гг.)» логично построена, ее структура и содержание соответствуют целям и задачам исследования. Работа заслуживает оценки «отлично». к.и.н. Т.А. Пан