ОТЗЫВ на магистерскую диссертацию студентки Восточного факультета СПбГУ профиля Религии народов Азии и Африки АЛИНЫ АНДРЕЕВНЫ ГРИБКОВОЙ «Сочинения о пользе чтения “Алмазной сутры” в монгольской религиозной традиции» Магистерская диссертация А. А. Грибковой посвящена исследованию особого типа сочинений в системе тибето-монгольской буддийской литературы — сборников историй о пользе чтения сутры «Ваджраччхедика» («Алмазной сутры»). Выбор объекта исследования представляется удачным: «Ваджраччхедика» является одной из наиболее популярных в Монголии сутр, и популярность её в первую очередь связана не с отправлением культа в монастырях, а с религиозной практикой и верованиями мирян. Исследование текстов о пользе «Ваджраччхедики» даёт выход на до сих пор малоисследованную тему народного культа буддийских сутр. Работа состоит из двух глав, в первой из которых автор излагает историю генезиса и распространения «Алмазной сутры» и сборников рассказов о её пользе в Индии, Китае, Тибете и Монголии, а также определяет место сутры в корпусе литературы «Праджняпарамиты», демонстрируя уверенное знание литературного контекста изучаемого материала. Однако в главе не хватает краткого пояснения содержания сутр Праджняпарамиты, в частности — «Алмазной сутры», что было бы полезно для читателя, не знакомого с этими текстами. Во второй, аналитической главе диссертации автор использует методологию двух наук, литературоведения и религиоведения, что является безусловным достоинством исследования. Обоснованно причисляя рассказы о пользе «Алмазной сутры» к средневековому типу литературы, А. А. Грибкова последовательно описывает их жанровые особенности, архитектонику, художественное время и пространство, систему персонажей, сюжетику. Опираясь на работы Д. С. Лихачёва, Ю. М. Лотмана, Б. Л. Рифтина и В. Н. Топорова, диссертант аккуратно использует термины, приводит необходимые ссылки. Заключительная часть второй главы содержит анализ структуры культа «Алмазной сутры» в текстах исследуемых сочинений: здесь последовательно и чётко разобраны предмет, субъект, форма, средства и результат культа «Ваджраччхедики». В этой части работы было бы уместно упомянуть о феномене культа книги в буддийской традиции Махаяны, однако работ на эту тему в библиографии нет. В Заключении собраны основные выводы, однако форма их изложения представляется неудачной: выводы изложены сплошным текстом, не структурированы, что затрудняет понимание их логики. Кроме того, часть заключения (сс. 73–74) содержит краткое повторение информации из первой главы диссертации, что неуместно в заключительной части работы. Безусловным достоинством диссертации А. А. Грибковой является работа с источниками. В своём исследовании автор опирается на 18 источников на монгольском языке и на пять источников на тибетском. В качестве приложения к диссертации дана транскрипция текстов сутры «Ваджраччхедка» из двух редакций монгольского Ганджура (сравнительные таблицы на 48 сс.), что представляет собой ценный текстологический материал. Однако не удалось обнаружить в работе пояснения того, как именно данный материал относится к теме исследования. Общие замечания к работе — наличие ошибок в пунктуации русского языка, пропуски диакритических значков в транскрипции монгольского текста и небрежность в оформлении библиографии. Несмотря на эти мелкие недочёты, диссертация представляет собой самостоятельное исследование, выполненное на высоком уровне и открывающее перспективы для дальнейшей работы по заданной теме. Работа А.А. Грибковой соответствует требованиям, предъявляемым к выпускным квалификационным работам на соискание степени магистра, и заслуживает оценки «отлично». Н. В. Ямпольская, Ph. D. М. н. с. Института восточных рукописей РАН