Рецензия на магистерскую диссертацию Резцовой Валерии Сергеевны по теме «Педагогические средства развития «языкового вкуса» у подростков» Направление подготовки 032700 «Филология» профиль «Образовательный менеджмент в области филологии» Санкт-Петербургский государственный университет Тема магистерской диссертации Резцовой Валерии Сергеевны актуальна для современного образовательного процесса. Представленное исследование заключается в проектировании педагогических средств, способствующих развитию вкуса к родному (русскому) языку. В теоретической главе приводится достаточно подробный обзор филологических, педагогических и философских трудов, на основе которых уточняется понятийный аппарат работы. Значимо, что автор обращается к понятию «языковой вкус», определяя его не только с точки зрения правильности речи, но и эстетического удовольствия. Также в первой главе приводится анализ мирового опыта, что даёт весьма наглядное представление о тенденциях, существующих в разных странах мира в области внимания к родному языку, как к значимой части национального достояния страны. Благодаря такому анализу, становится очевидным формирование особого отношения к языку: язык - сокровище. В то же самое время за тенденцией появления музеев языка в разных странах вскрывается и второй пласт: язык значительно изменяется и не в лучшую сторону, поэтому его (язык) необходимо сохранять. Вторая часть работы посвящена анализу полученных диагностических данных. Автор выбрал в качестве основных инструментов исследовательского поиска несколько методов: анкетирование, контент-анализ, беседа и эксперимент. В работе представлен анализ речи подростков и педагогов в интернет-пространстве, автор даёт представление не только о качестве речи пользователей, но и об их литературных предпочтениях, круге интересов. Данные факты делают работу интересной для учителей-словесников, специалистов в области воспитания, родителей. Результаты исследования владения монологической речью при пересказе произведения могут быть значимыми для учителей-словесников, т.к. позволяют увидеть пробелы. Значимыми, несомненно, являются выявленные факты, доказывающие, что при удовлетворительном умении передать содержание, правильно подобрать языковые средства, возможностями интонации, грамотным оформлением заключения как композиционного элемента высказывания подростки владеют слабо. Как особую удачу автора можно отметить приведённые примеры работы со стихотворным текстом в форме игры. Автором разработан приём, позволяющий решать несколько важных задач, в том числе, развитие интереса к поэтическому тексту, привлечение внимания к жизни слова, к подбору языковых средств, формирование увлечённости, создание позитивной эмоциональной атмосферы в ходе анализа. Подобный игровой приём способен помочь обучающимся и педагогам при подготовке к литературоведческому анализу, традиционно вызывающему трудности. Кроме того, подобные упражнения помогают избавиться от штампов в характеристике литературного произведения: «хорошим» или «плохим» произведение делает не время его создания. Проектная третья глава ВКР включает в себя образовательную программу «Языковой вкус», квест в чемодане «Русский язык в стиле Hi-Tech» и бизнес-проект «Музей-квартира русского языка». Разработанные автором проекты, программы, упражнения можно рекомендовать к практическому использованию в образовательных организациях как в рамках учебных дисциплин (русский язык и литература), так и во внеурочной деятельности, в работе классных руководителей. В целом данная работа представляет несомненный научный и практический интерес, отвечает требованиям, предъявляемым к магистерским диссертациям, и заслуживает высшего балла. Автор работы достоин присуждения искомой академической степени магистра по соответствующему направлению. Андрианова Дарья Дмитриевна, Директор ГБНОУ «Академия талантов»