Отзыв Рецензента на магистерскую диссертацию Яковенко Максима Сергеевича «Оптимизация объема выборки в маркетинговых исследованиях» Направление 01.04.02 «Прикладная математика и информатика» Магистерская диссертация Яковенко М.С. посвящена актуальной проблеме оптимизации размера выборки, возникающей в процессе планирования маркетинговых исследованиях. Правильное определение размера выборки элементов генеральной совокупности, позволяющего с достаточной степенью достоверности оценить ее статистические параметры, в значительной степени обеспечивает качественный результат исследования. При этом уменьшение размера позволяет снизить затраты маркетингового агентства. Именно проблеме минимизации размера выборки и посвящена предлагаемая к рассмотрению диссертация, содержание которой в основном соответствует заявленной теме. Представленный обзор литературы включает современные источники, рассмотренные подходы к решению указанной проблемы, алгоритмы и модельные тестовые примеры в достаточной степени раскрывают заявленную в названии тему исследования. Структура работы в основном соответствует сформулированным задачам, обсуждаемым в диссертации. Обсуждаемые в работе теоретические и прикладные задачи представляются рецензенту в достаточной степени актуальными для темы исследования. Выводы, полученные в работе, достоверны и соответствуют ее содержанию. В качестве основного результата проведенного исследования следует отметить разработанный автором алгоритм оптимизации размера выборки исследования, описанный в параграфе 2.2. Вместе с тем, магистерская диссертация имеет определенные недостатки. Основным из них является недостаточная апробация предложенного алгоритма на практических примерах проведения маркетинговых исследований. В работе проведен анализ только одного из них. Это снижает значимость полученных результатов и оставляет вопрос о применимость предложенного подхода в практике открытым. В диссертации не проведен сравнительный анализ предлагаемого автором алгоритма минимизации размера выборки с другими алгоритмами, не описаны его преимущества и свойства. Стиль изложения и точность определений из предметной области не всегда является точными, что снижает в целом положительную оценку представленной выпускной квалификационной работы. Учитывая вышесказанноe, считаю, что магистерская диссертация Яковенко Максима Сергеевича «Оптимизация объема выборки в маркетинговых исследованиях» заслуживает оценки «хорошо». Д. э. н., профессор Профессор департамента менеджмента НИУ BШЭ Санкт-Петербург В.В. Лукинский