Рецензия на выпускную квалификационную работу обучающегося магистратуры СПбГУ по направлению «Юриспруденция» Голубевой Ксении Алексеевны на тему «Правовое регулирование размещения наружной рекламы» Тема выпускной квалификационной работы представляется актуальной как с теоретической, так и с практической точки зрения. В работе нашли (не нашли) отражение наиболее актуальные проблемы темы исследования, а именно, вопросы квалификации рекламы в качестве наружной с т.з. размещения рекламы на рекламных конструкциях, относимости тех или иных конструкций к категории рекламных, определения признаков и содержания наружной рекламы, иные вопросы. Работа основана на обращении к широкому кругу источников, в числе которых актуальная научная литература, законодательство, судебная практика. Структура выпускной квалификационной работы обусловлена целью и задачами исследования и позволяет наиболее полно раскрыть тему. Работа состоит из введения, 2 глав, разделенных на 6 параграфов, заключения, библиографического списка. Содержание выпускной квалификационной работы соответствует теме, заявленной в названии. Выводы автора имеют развернутую аргументацию. Стиль выпускной квалификационной работы соответствует стилистике научного исследования. Оценивая в целом положительно содержание работы и сформулированные автором выводы, хотелось бы предложить автору ответить на некоторые вопросы: 1. В выводе № 7 автор обращает внимание на то, что деятельность, результатом которой является изготовление наружной рекламы, благодаря своей специфике наделена большим потенциалом для самостоятельного регулирования. Государство предоставляет организациям возможность проявлять инициативу и самостоятельно разрабатывать нормы, наблюдая за ходом их реализации, что свидетельствует о существовании модели союзничества указанных субъектов, а не обособления. Эффективным механизмом регулирования на рекламной рынке автор видит институт саморегулируемых организаций. Вместе с тем, не ясно, необходимо ли устанавливать добровольное или обязательное членство на рекламном рынке? Насколько, по мнению автора, деятельность саморегулируемых организаций будет более эффективной, чем существующее сейчас положение дел? Эти вопросы должны быть разъяснены в ходе защиты. 2. В работе поднимался вопрос о содержательном аспекте наружной рекламы - об оценке ее с точки зрения этичности, носящий субъективно-оценочный характер и основывающийся на индивидуальном восприятии. Во избежание различного понимания одной и той же информации на этапе судебного разбирательства автор полагает необходимым привлечение к участию в процессе специалистов и экспертов. Однако, есть виды информации, этичность которой зависит на оценки потребителей тех или иных событий. Насколько этичным является демонстрация в рекламе в качестве основного элемента картины художника с обнаженным женским телом? Или использование в рекламе образа И.В. Сталина, В.И. Ленина? Не является подход автора попыткой переложить ответ на острый вопрос на плечи эксперта? Выпускная квалификационная работа соответствует предъявляемым квалификационным требованиям и заслуживает высокой положительной оценки. Рецензент Советник Генерального директора ООО «Петербургский завод прецезионных сплавов» по правовой работе, к.ю.н. ______________ Ю.Н. Лавров