РЕЦЕНЗИЯ к. и. н., с. н. с. ИВР РАН В. Ю. Климова на магистерскую диссертацию Д. В. Фоменко «Основные аспекты развития внешнеэкономической деятельности корпорации «Мицуи» с 2000 г.» Магистерская диссертация Д. В. Фоменко посвящена деятельности одной из крупнейших и известнейших финансово-промышленных корпораций современной Японии — «Мицуи», а конкретно — входящей в ее состав компании «Mitsui&Co Ltd.». История компании «Мицуи» берет свое начало еще в начале XVII в., когда был основан одноименный торговый дом. К XX в. Компания развилась в крупный конгломерат, ведущий самую разностороннюю деятельность, и вошла в число т. н. дзайбацу. Позже компании удалось выстоять в ходе реформ по ликвидации дзайбацу после поражения Японии во Второй мировой войне и продолжить свою деятельность уже в условиях демократической Японии. Таким образом, компания «Мицуи» являет собой пример успешно функционирующей крупной корпорации, которая способна приспосабливаться к самым разным политическим и социально-экономическим условиям. В то же время на протяжении большей части истории торгового дома его деятельность была в первую очередь связана с собственно Японией. Однако после затяжной рецессии 1990-х гг. произошли значительные перемены как в характере, так и в масштабах деятельности компании «Мицуи»: с 2000 г. она начала активно работать на мировой арене, инвестируя в проекты за пределами Японии. В своей диссертации Д. В. Фоменко, рассматривая отдельные внешнеэкономические проекты компании «Мицуи», осуществила попытку проанализировать причины такой переориентации в деятельности компании и выявить характер инвестиций. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Первая глава содержит исторический очерк деятельности торгового дома Мицуи со времени его основания до конца XX в., составленный на основе наиболее известных отечественных работ по данной теме, а также нескольких англоязычных источников. Вторую главу автор посвятил заявленной в заглавии работы теме: рассмотрению основных аспектов внешнеэкономической деятельности «Мицуи» после 2000 г. Сразу хотелось бы отметить некоторое несоответствие структуры работы поставленным во введении задачам. Поскольку целая глава посвящена истории дома Мицуи, следовало, во-первых, обозначить ее рассмотрение в качестве одной из задач, а во-вторых — более отчетливо показать необходимость обращения к истории компании для изучения современной ситуации. Ведь именно в исторической динамике мы можем увидеть значимость тех перемен, которые произошли в деятельности компании в последние десятилетия. Кроме того, имеется ряд неудачных формулировок и логических противоречий, которых следовало бы избегать в научной работе. Так, на с. 15 дом Мицуи назван примером нового купечества XVII в., разбогатевшего на внешнеторговых операциях, хотя страницей выше говорится, что Мицуи начали закупку китайских тканей в Нагасаки только в XVIII в., при этом, кстати, не взаимодействуя с китайскими купцами напрямую. Наконец, по какой-то причине автор проигнорировал довольно большое количество публикаций отечественных японоведов, посвященных современной японской экономике: стоило хотя бы во введении привести историю изучения вопроса, сославшись на труды предшественников. Указанные замечания, однако, не умаляют результаты проделанной работы: во второй главе, посвященной уже собственно экономическим вопросам, видно умение автора охватить довольно обширный материал и на основе сухих пресс-релизов и статистических данных показать картину внешнеэкономической деятельности компании. Считаю, что работа в основном соответствует требованиям, выдвигаемым к работам такого уровня, и заслуживает положительной оценки. 27.05.2016 г. /В. Ю. Климов/