Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ г. Санкт-Петербург РЕЦЕНЗИЯ на магистерскую диссертацию на тему: ___« Метод художественной реконструкции в документальном кино: этический и эстетический аспекты» Магистра ВШЖиМК СПбГУ ____ формы обучения __________________________ ___ Зыкова Антона Адамовича_______________ (Ф.И.О.) Руководитель магистерской диссертации: Пронин Александр Алексеевич, доцент кафедры, кандидат филологических наук, доцент (Ф.И.О., должность, ученая степень, звание) Рецензент Сосновская Анна Михайловна, доцент кафедры управления общественными отношениями, кандидат филологических наук, доцент_______________ (Ф.И.О., должность, ученая степень, звание) СОДЕРЖАНИЕ РЕЦЕНЗИИ Зыков Антон Адамович в своей диссертации на тему «Метод художественной реконструкции в документальном кино: этический и эстетический аспекты» провел исследование данного жанра на базе просмотренного документального материала за 11 лет (фильмография – 30 д/ф). Документальное кино помогает разбираться в серьезных социальных вопросах, решать современные проблемы, опираясь на уроки прошлого. Аутентичные видеодокументы, однако, не всегда доступны, и, как пишет автор, некоторые «моменты в фильмах иллюстрируют с помощью реконструкции; таким образом, в документальное произведение внедряется игровое кино» (с.6). Актуальность темы определяется тем, что в последнее время стремительно возрастает интерес аудитории к реконструкции (мы наблюдаем реконструкцию не только в кино, но и в музеях, театрах, библиотеках, уличных мероприятиях, как в России, так и в Европе), однако часто реконструкция воспринимается как игра, развлечение, - и , как отмечает автор, - «чрезмерное использование реконструкции может помешать чистому восприятию факта, поскольку человек, глядя на постановочные кадры, осознает, что происходящее сыграно и может не иметь ничего общего с историей» (с.7). Несерьезное отношение к методу реконструкции, на наш взгляд, вполне закономерно, так как наблюдается недостаточное теоретическое изучение принципов реконструкции, отсутствуют критерии аутентичности и классификация функций и форм реконструкции. Восполнить этот пробел постарался автор диссертации. Объектом исследования выступает метод реконструкции в документальном телефильме. Предметом - этические и эстетические принципы использования реконструкции в документальных телефильмах. В работе систематизированы принципы использования реконструкции в отечественных фильмах, снятых за последние 11 лет; приводится анализ основных функций реконструкции; выявлены признаки, характеристики и разновидности метода реконструкции; рассмотренные реконструкции (контент и формы выражения) проанализированы с точки зрения нарративного подхода. Работа представляет собой, безусловно, самостоятельное произведение заинтересованного исследователя и включенного в поле профессионала. Полученные результаты исследования использовались на практике. «Практической апробацией результатов стало использование полученных навыков автором данного исследования на месте работы – в редакции телеканала «НТВ-Петербург», вплотную сотрудничая с реконструкторскими клубами во время создания тематических сюжетов и репортажей для информационной программы «Сегодня в Санкт-Петербурге» (с.10). Личный вклад диссертанта определяется осмыслением большого количества контента, самостоятельностью в выборе темы, постановке задач, планировании и организации исследования (включенное наблюдение, беседы с экспертами, анализ сценариев), обработкой и анализом полученных данных. В первой главе «Реконструкция в документальном кино» представлены теории и классификации документальной реконструкции на основе изучения теоретических источников, а также на основе анализа контента материалов кино и мнений экспертов. Рассматриваются такие феномены как: понятие реконструкции в неигровом кино; особенности исторической реконструкции; псевдодокументалистика; критерии реконструкции. Рассмотрены новые жанры: докудрама, докуфикшн и мокюментари. Автор приходит к выводу о необходимости баланса игровых и хроникальных кадров для ощущения правдоподобия реконструкции, о выигрышности документальных микроисторий персонажей второго плана, о важности скрупулезного исследования в рамках подготовительного этапа в написании сценария ( с. 46). Вторая глава «Функции реконструкции в документальном фильме» посвящена функциям жанра документалистики и нюансам документального кино. Автор отмечает пластичность границ функций: «одну функцию художественной реконструкции в документальном кино можно спутать с другой». (с.69). Третья глава «Историческая реконструкция как элемент нарратива» посвящена нарративному анализу, а именно категориям достоверности, убедительности, целостности. Работа хорошо структурирована, написана изысканным литературным языком. Список использованной литературы (67 пунктов) включает литературу, интернет-источники, составлен корректно, согласно последним требованиям к оформлению, имеются приложения. Недостатки, вопросы и пожелания: 1. Имеются опечатки, грамматические и стилистические недочеты («большая поляна возможностей» (с.3, с.72, с.30, с. 94). 2. Стиль письма, безусловно, рефлексивный - культурного интеллигентного человека, профессионала, однако лишен научной строгости, четкости и динамичности. Даже четкая структура диссертации не выстраивает границ в тексте. 3. Промежуточные выводы по главам представляют собой не итоги изложенного, а новые рассуждения, примеры и цитаты из интервью с экспертами. 4. Выявленные принципы использования реконструкции в отечественных фильмах в первых двух главах можно было бы систематизировать и представить в форме таблицы , инфографики. 5. Нет четкого операционалистского (какое окончательно выбрано для анализа?) определения понятий «этические и эстетические принципы» использования реконструкции. 6. В цитате на с.74-75 мы насчитали 7 ракурсов или действующих лиц, учитывающих друг друга в процессе идентификации, - хотим отметить, что эти ракурсы были проекциями диссертанта, потому что не представлено достаточно доказательств, и мы должны поверить именно такой интерпретации нарратора. Не ясны критерии аутентичности реконструкции данного фрагмента : В начальной сцене, когда героиня появляется на балу, посвященному приезду солистов берлинской оперы, мы не знаем о том, кто она такая. Однако автор почти сразу вводит небольшое досье – экран делится на две части – на одной из них лицо актрисы, на другом – подлинная фотография Зои Воскресенской. Прически и даже строение лиц имеют большие сходства. Таким незатейливым приемом режиссер делает первый большой шаг к убедительности. Зритель смотрит на экран, видит похожих людей и у него в дальнейшем по ходу фильма возникает гораздо меньше вопросов, о ком идет речь. Конечно, сложно определить, каким образом в определенных обстоятельствах, например, при получении очередного задания, Зоя себя вела. Однако автор фильма свободно вкрапляет эпизоды, в которых актриса в образе разведчицы общается, улыбается, напряженно читает, отрешенно проходит мимо некоторых коллег из НКВД. Скорее всего, актрисе было достаточно прочитать некоторые сведения о характере Зои, после чего она для себя сформировала образ женщины. Тем не менее, никаких проблем с идентификацией личности по ходу фильма не происходит. 7. Не все авторские находки были представлены в промежуточных выводах и заключении. Заключение: Данные вопросы и недостатки являются дискуссионными и не умаляют достоинства работы. Объем совпадений определен системой в 12 %, однако большинство из них относятся к ошибкам самой системы, поэтому работа может быть допущена к защите. Диссертация соответствует требованиям, предъявляемым к работам данного типа, и заслуживает положительной оценки при условии хорошей защиты. _____________________«__14______»___мая__2016____г. (подпись)