ОТЗЫВ официального оппонента о магистерской диссертации Базановой Дарьи Дмитриевны на тему «ДУХОВНЫЙ ЛИДЕР В ЖУРНАЛИСТИКЕ: КУЛЬТУРА ПУБЛИЧНОГО ДИАЛОГА», профиль магистратуры – ««Журналистика и культура общества» Магистерская диссертация Д.Д. Базановой посвящена важной теме поиска новых форм диалога в СМИ с известными людьми, которые оказывают достаточно большое влияние на общество, а иногда становятся духовными лидерами. При этом магистрантка подчеркивает, что средства массовой информации ищут и новые формы воздействия на своего читателя, предлагая ему модели жизненных стратегий. Актуальность темы данной магистерской диссертации обусловлена несколькими обстоятельствами. Во-первых, важным во все времена обращением к теме изучения личности в медиапространстве; во-вторых, всевозрастающим интересом к концептуализации подаваемой информации и постоянному рождению новых концептов, трансформации уже существующих; в-третьих, необходимостью изучения особенностей восприятия современного читателя. Как аудитория воспринимает общение с лидером, кого она считает духовным лидером, насколько состоявшийся и успешный человек вправе претендовать на роль лидера – такое познание мира с помощью СМИ приобретает иные масштабы в связи с появлением новых технологий. Все это делает работу востребованной. Анализируемый круг вопросов достаточно широк, Д.Д. Базанова исследует в начале работы теоретические подходы к определению понятий «лидер», «лидерство», «духовный лидер», а также специфику существующих классификаций и концептов диалогичности массмедийной продукции. Говоря о том, что этих механизмов много, автор старается выделить наиболее эффективные, часто используемые в современной медийной среде. Заслугой магистрантки является изучение концептов, предложенных Ю. Степановым и подача эмпирической информации в свете данного подхода. Автор делает попытку выйти на межпредметный уровень исследования, соединив знания в области культурологии, философии и психологии, одновременно вне сомнения сделав их полезными для журналистики и массовых коммуникаций. Новизна и научная значимость положений диссертации заключается в том, что впервые в журналистской практике духовное лидерство изучается как феномен, автор обращает внимание на интерес аудитории к духовной жизни и вместе с тем подмену смыслов в понимании духовного лидерства. По-новому изучается представление (отображение) в СМИ портрета лидера, предлагаются эффективные, востребованные читателем технологий (стратегии и культура диалога). Кроме того, Д.Д. Базанова ставит вопросы мировоззренческого характера: «содержание дискурсивных медиапосланий, транслируемых лидерами, создает поле ценностей и смыслов, представляющих аудитории возможные перспективы социокультурных преобразований» (С. 5). К еще одному достоинству работы следует отнести степень ее научной проработанности, так как автор сумел изучить и экстраполировать на собственные исследования труды довольно большого количества авторов. Это исследования в области массовой коммуникации и культуры (Ю.С. Степанов, П.С. Гуревич, М.С. Каган, Л.Н. Волобуев), а также в области журналистики (Г.В. Куличкин, М.А. Воскресенская, С.Г. Корконосенко, В.А. Сидоров). Список литературы составляет 56 наименований, большинство из которых – монографии и статьи. Достоверность результатов обеспечена проведенными исследованиями, а также приведенными данными социологических опросов. Отрадно, что автор апробировал результаты исследований на научных форумах. Структура диссертации логична и подчинена задачам исследования. Первая глава «Лидерство: этимология понятия и образ восприятия в историко-культурном наследии» трактует понятия и терминологию, подходы к определениям «лидер», «лидерство», «духовный лидер», анализирует историко-культурологические тенденции в изучаемом вопросе. Данная глава выглядит как добротный обзор литературы и источников, отображает серьезный подход к написанию диссертации и проработке сложной темы. Во второй главе «Исторические подходы к пониманию феномена «лидер» сделан анализ восприятия образов лидеров в различных коммуникативных ситуациях в историко-культурном наследии. Мы видим некую ретроспективу формирования современных лидеров. В третьей главе «Изображение духовного лидера в современном медиапространстве» автор делает попытку предложить наиболее востребованные читателем модели публичного диалога о духовном лидерстве. Глава является, по мнению рецензента, наиболее удачной, так как она дает представление о технологиях работы по созданию журналистских произведений, посвященных теме лидерства, наставничества, советов по организации жизненного пространства. Автор проанализировал более ста передач телеканала «Культура», выявил наиболее популярные выпуски и подкрепил свое мнение результатами исследований (фокус-группа, опрос). Коммуникативные стратегии телеведущих Дарьи Златопольской, Алексея Бегак заслуживают тщательного изучения как часть позитивного просветительского телевидения. Они уникальны, так как не только констатируют успешность или же само по себе лидерство героя в кадре, как справедливо замечает магистрантка, но и заставляют зрителя задуматься о ценностях и комфорте жизни. Эта часть работы может стать хорошим подспорьем для проведения семинарских занятий по дисциплинам журналистского профиля. Поставленные диссертантом задачи в целом решены: сделан тщательный историко-филологический обзор подходов к истолкованию лидерства; выявлены востребованные обществом образы восприятия лидеров в средствах массовой информации; на основе собственных исследований обозначена степень влияния феномена духовного лидерства на процесс формирования ценностных ориентиров современного общества средствами массовой коммуникации; на основе полученных результатов представлены наиболее эффективные стратегии публичного диалога при создании журналистского произведения (концепты «вечность», «культура», «искусство», «ценности» и др. для отображения духовного лидерства). Замечания и пожелания. 1. Вторая глава диссертации «Исторические подходы к пониманию феномена «лидер» обращается к философско-историческому обзору феномена лидера, при этом автор увлекается описанием того, что и как говорили на эту тему, подробно описывает периоды философских исследований, отвлекаясь от вопроса позиционирования и изображения лидеров в средствах массовой информации. 2. Тема духовного лидерства была бы раскрыта полнее, если бы автор включил в свою работу исследования и размышления о таких СМИ, как телеканал «СПАС», «Союз». Конфессиональные подходы к теме духовного лидерства составляют большой пласт культурной жизни общества. Впрочем, автора можно понять, ведь он делает акцент на особенностях формирования именно публичного диалога. Рекомендации. Данные магистерского исследования могут быть использованы в системе высшей школы в качестве материала для практических занятий по дисциплинам «Теория и практика массовой коммуникации», «Психология журналистики», «Основы теории коммуникации», «Основы журналистского творчества» и др. Учитывая замечания и пожелания, рецензент хочет выразить надежду, что такая интересная и полезная тема будет продолжена. Согласно данным системы Blackboard СПбГУ, заимствования в работе составляют 14 %. Таким образом, магистерская диссертация Базановой Дарьи Дмитриевны представляет собой самостоятельное завершенное исследование, имеющее научное значение и практическую ценность, и в случае успешной публичной защиты может претендовать на высокую оценку. Виноградова К.Е., старший преподаватель Санкт-Петербургского государственного института культуры, кандидат политических наук 14 мая 2016 г.