Отзыв рецензента Громова Ф.Ю. на выпускную квалификационную работу по направлению подготовки 50.04.01 «Искусства и гуманитарные науки» (Магистерская программа Арт-критика) Гарновой Анастасии Игоревны РАФАЭЛЬ СОВЕТСКИЙ: ВОПРОСЫ ИСТОРИИ ИЗУЧЕНИЯ И ПОПУЛЯРИЗАЦИИ ТВОРЧЕСТВА ХУДОЖНИКА ЭПОХИ РЕНЕССАНСА Справедливо звучит высказывание, принадлежащее одному из самых значительных в отечественном искусствознании специалистов по западноевропейскому искусству - Борису Робертовичу Випперу, который, говоря о проблемах изучения творчества Рафаэля, предупреждает историка искусства о том, что задача охарактеризовать живопись великого итальянского мастера одновременно является не только самой благодарной, но и самой трудной. Действительно, вспоминая какое немыслимое количество существует книг, крупных монографий, статей на разных языках, написанных в разные времена, всякий молодой исследователь поневоле должен был бы ощущать не столько творческое воодушевление, сколько вполне объяснимую робость и трепет от этого незримого, но ощутимого присутствия великих имен и авторитетов. Однако, отметим, что робости в работе Гарновой А.И., совершенно не ощущается. Более того, читая ее исследование, мы вполне убеждаемся – перед нами не просто специалист, который хорошо понимает и умеет анализировать материал, но специалист, который умеет формулировать весьма оригинальные и действительно актуальные темы (черта, свидетельствующая об интеллектуальной состоятельности, что встречается, увы, реже). Актуальна ли тема «восприятия Рафаэля» в наше время - сложный и важный вопрос, ибо на первый взгляд фигура Рафаэля настолько прочно и давно заняла некое исключительное положение в умах историков искусства, что часто оказывается, так сказать, «вне критики». С другой стороны, любая самая изученная тема, став, в силу этой изученности, своеобразным «мифом», подчас предлагает внимательному наблюдателю некоторые новые горизонты и возможности. Гарнова А.И., в своей работе показывает себя именно как такой наблюдатель, последовательно рассматривая своеобразную эволюцию «мифа о Рафаэле» в совершенно новых исторических условиях советской эпохи, что представляется нам вполне актуальной темой. Избранная структура исследования отличается продуманностью в изложении задач. Следует отдельно отметить логичность представленного материала. Работа состоит из введения, трех глав, разбитых соответственно по два (первая глава) и по три параграфа (вторая и третья главы), и заключения. Такая структура исследования нам представляется как вполне достаточная. Список представленной литературы включает в себя 77 источников, включая электронные. В список входят как отдельные труды общего характера, так и литература, посвященная специальным проблемам европейского и отечественного искусства. Следует также отметить, что анализ и систематизация материала выглядят убедительно, а выбранная методология позволяет говорить о том, что студент понимает принципы использования основных методов в искусствоведческом исследовании. Структура работы соответствует заявленным задачам и целям, а представленные результаты могут быть использованы в дальнейшей работе, поскольку могут представлять определенную ценность в научно-практическом смысле. Работа Гарновой А.И. написана в соответствии с требованиями, предъявляемым к ВКР и может быть допущена к защите. Кандидат культурологии Старший преподаватель кафедры искусствоведения СПбГИК Старший научный сотрудник Российского института истории искусств Громов Ф.Ю.