РЕЦЕНЗИЯ на магистерскую диссертацию магистра Бородина Анатолия Анатольевича на тему: «Извлечение данных о слайдах презентации из учебного видео» В магистерской диссертации рассматривается задача подготовки методического материала для студентов, обучающихся с применением технологий дистанционного образования. Автором предлагается построить механизм синхронизации слайдов презентации с видеолекцией, в которой они использовались, для того чтобы обучающийся в дальнейшем мог получить информацию о вхождении каждого слайда в видео, что облегчит процесс изучения материала. Структурно автор разделил работу на три части. В первой части ставится задача, которую предстоит реализовать во время подготовки диссертации, приводятся обзорные материалы предлагаемых методов анализа видеоизображения, на основе которых автор приводит аргументированные основания для использования тех или иных методов обработки видеоматериала. Переход от постановки задачи к выбору решения происходит очень резко, что немного усложняет понимание изложенного материала. В процессе прочтения тяжело понять на основании каких критериев автор выработал алгоритм решаемой задачи. Стоит отметить, что каждый из предложенных шагов занимает достаточно большое количество вычислительных ресурсов системы, на которой планируется развернуть конечное решения, и их необоснованное или неоптимальное применение в конечном итоге вырождается в необходимость использования дорогого высокопроизводительного оборудования из-за неоптимизированного программного приложения. Сами методы обработки изображений, используемые в теоретической части описаны достаточно хорошо. Формулы находят свое отражение в последующем применении их в программном продукте. Из недостатков теоретической части отдельно бы выделил список использованной литературы, в котором используются только зарубежные источники в области распознавания образов, поэтому в полном объеме тяжело оценить достоверность представленных в работе ссылок. Во второй части автор разрабатывает программный продукт. Данная часть описана достаточно слабо. На мой взгляд, решая проблему с исследовательской точки зрения, автор уделил очень мало времени на подготовку работающего прототипа. В части, которая описывает реализацию программы, отсутствует очень много необходимой информации (алгоритмы функционирования, архитектура приложения, инструкции по запуску и компиляции приложения, инструкция по работе с приложением и т.д.). Представленные по ссылке в дипломе исходные данные (https://github.com/ymmi/Diplom/) похожи на альфа-версию описываемого в диссертации программного продукта. Программный код структурно разделен на два файла: module1.py и Diplom.py. Оба файла являются консольными приложениями. Первый реализует получение данных из файла презентации. Второй — синхронизацию видеолекций со слайдами. Реализацию описываемого в диссертации интерфейса я не увидел. Из кода непонятно как эти 2 файла связаны между собой. Складывается впечатление, что в структуре чего-то не хватает. На вход программе module1 можно выдавать файлы трех форматов: pdf, html, docх (хотя в дипломе также заявлен pptx). Файл Diplom.py содержит 730 строк. Это довольно большой объем кода, предполагается, что в нем реализована основная часть представляемого проекта. Работа по реализации описанных в первой части методов была проделана неплохая. Однако также не хватает определенных файлов для ее полноценного функционирования. Основная часть программы имеет довольно сложный и специфичный код, который требует дополнительных пояснений, в нем заключается обработка видео. По моему мнению, для подготовки полноценного приложения автору требуется его доработать (или если таковая работа уже проведена, обновить код в репозитории). В третьей части Анатолий Анатольевич проводит тестирование продукта и по результатам тестирования делает выводы относительно проделанной работы. Следует отметить, что в первой части работы в качестве одного из требований подчеркивается необходимость разработки приложения, которое может обрабатывать видеолекции имеющие определенные дефекты (расфокусировка объектива камеры или высокая чувствительность к свету). Однако подборка лекций для тестирования программы представляет собой эталонный набор иностранных лекций в количестве 5 шт. Такое маленькое количество лекций и их эталонное исполнение не могут являться основанием для того, чтобы обоснованность использования представленных алгоритмов. Анатолий Анатольевич отдельно отмечает, что работа с представленными УСИТ Юридического факультета СПбГУ лекциями не дала сколь весомого результата, что подтверждает факт необходимости доработки программного обеспечения, или на основании дополнительно проведённого тестирования выработать критерии, которым должна соответствовать лекция для полноценного функционирования программного продукта. Сложилось впечатление о поспешности подготовленного программного продукта, что не позволило в полной мере закончить начатое исследование. Однако следует отметить, что главная задача разработанной программы, которая заключается в реализации метода нахождения нужных слайдов в видео - реализована. Считаю, что магистерская диссертация Бородина Анатолия Анатольевича с учётом указанных недостатков засуживает оценки «хорошо». Рецензент Магистр информационных технологий, Начальник научно-исследовательского сектора разработки программного обеспечения АО «ВНИИРА» /Грива Я.Г./ 24.05.2016