Отзыв рецензента Громова Ф.Ю. на выпускную квалификационную работу по направлению подготовки 50.04.01 «Искусства и гуманитарные науки» (Магистерская программа Арт-критика) Лащевой Марии Константиновны НИКОЛАЙ КОПЕЙКИН. ФЕНОМЕН ПОСТСОВЕТСКОГО ЕРНИЧЕСТВА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ Актуальность данного исследования связана с попыткой создать первую работу, в которой подробно рассматривается и систематизируется творчество одного из самых интересных представителей современного отечественного художественного течения «Колдовские художники» - Николая Копейкина. В работе также проводится анализ важного феномена современной отечественной культуры постмодернисткой эпохи, как «постсоветское ерничество» (термин, видимо, авторский). Избранная структура исследования воспринимается как в достаточной степени последовательная. В формулировании и изложении задач ВКР усматривается логика, и это чувствуется и в подборе материала. Работа состоит из введения, трех глав, разбитых по три параграфа (первая глава), четыре параграфа (вторая глава) и заключения. Список представленной литературы включает в себя 62 источника. Используются студентом источники на иностранных языках и интернет-ресурсы. Можно было бы обратить внимание на то обстоятельство, что исследователь, говоря в своей работе об истории карикатуры, вспоминает, например, английскую карикатуру и У. Хогарта, или же цитирует тех исследователей (У. Эко, К. Гринберг и др.), которые занимались изучением феномена европейского «китча», но довольно избирательно касается темы, связанной с развитием традиционной отечественной карикатуры, которая в творчестве Н. Копейкина играет особую роль. В исследовании, правда, звучат фамилии «учителей» Н. Копейкина - В. Конашевича и В. Сутеева. Есть даже и упоминания о таких современных художниках и поэтах как К. Миллер, В. Ложкин, В. Емелин, В. Пузо и других, но, полагаем, что можно было бы несколько расширить тему и припомнить в истории отечественного искусства не только «стебы» и «китчи» авангардиста М. Ларионова с товарищами из «Бубнового валета», но и таких художников, как, например, В. Сысоев с его «антисоветскими» карикатурами 70-х годов, или Г. Лубнина с его «психоделическими» карикатурами. Наконец, коли их вспоминает в заключении сам исследователь, то можно было бы и поподробнее поговорить о «близких по духу» Н. Копейкину художниках, к которым относится петербургская группа «митьки». Впрочем, эти замечания ни в коем случае не должны негативно повлиять на общую оценку. Структура работы соответствует заявленным задачам и целям. Представленная в исследовании методология позволяет говорить о том, что студент понимает принципы использования основных методов искусствоведческого анализа. Результаты исследования могут быть использованы в дальнейшей работе, поскольку могут представлять определенную ценность в научно-практическом смысле. Работа Лащевой М.К. написана в соответствии с требованиями, предъявляемым к ВКР и может быть допущена к защите. Кандидат культурологии Старший преподаватель кафедры искусствоведения СПбГИК Старший научный сотрудник Российского института истории искусств Громов Ф.Ю.