ОТЗЫВ рецензента на выпускную квалификационную работу студентки 4 курса очной формы обучения направления Журналистика Сулеймановой Диляры Ришатовны "Социальные программы на студенческом радио (на примере программы "Неравнодушные" на ТРК "Первая линия")" Научный руководитель: доцент кафедры телерадиожурналистики, кандидат филологических наук Ю. В. Клюев Творческая дипломная работа Диляры Сулеймановой посвящена отражению социальных проблем в радиожурналистике. Актуальность темы продиктована общим обострением социальных проблем в России и, соответственно, повышением внимания к ним со стороны средств массовой информации. Автор рассматривает вопросы журналистики, опираясь как на современные работы исследователей, так и на собственный опыт сотрудничества с ТРК "Первая линия", предлагает классификацию социальных проблем в зависимости от их остроты. К наиболее острым автор относит, в частности, проблемы незащищенных слоев населения - мигрантов, детей-сирот, бездомных людей. Работа состоит из двух глав - теоретической и практической. Статистическая информация, которая относится к перечисленным выше темам, оформлена в виде инфографики, что упрощает ее восприятие, а также экономит место. Определенные сомнения вызывает вывод о том, что "социальная журналистика в России только начала развиваться" (стр.42). Точкой отсчета для этого развития автор называет 1994 г. когда была основано Агентство социальной информации (стр 8). Безусловно, в начале 90-х годов социальные проблемы заняли существенное место в СМИ. Однако не стоит забывать о традициях советской журналистики в описании и обсуждении общественных проблем, что в широком смысле также может рассматриваться как элемент социальной журналистики. Основой для творческой части послужил анализ радиопередач, подготовленных для телерадиокомпании "Первая линия". Автор останавливается на деталях подготовки программы и связанных с ней проблемах (самые серьезные из них - поиск героев, готовых рассказывать свои истории под диктофон, а также квалифицированных и независимых экспертов), а также разбирает структуру каждой программы. К сожалению, содержание программ приведено фрагментарно или в пересказе, полной расшифровки в работе или приложении к ней нет, хотя эта информация позволила бы оценить не только исследовательские, но и профессиональные навыки автора. Отсутствует также информация о том, когда передачи вышли в эфир и принесло ли привлечение внимания к проблемам хоть какой-то результат. В числе функций социальной журналистики исследователи называют не только информирование и выражение общественного мнения, но и непосредственное вмешательство в реальную жизнь. Современные технологии упростили взаимодействие СМИ и аудитории, например, они дали возможность читателям комментировать материалы, делиться ими в социальных сетях. Понятие интерактивности, которому уделено внимание в первой главе, практически не находит отражения во второй. Бесспорными достоинствами работы можно считать: - профессиональный опыт автора в освещении социальной тематики позволил выявить наиболее острые проблемы; - автор опирается на современные теоретические и практические источники информации по данной теме; - автор искренне заинтересован в решении социальных проблем и помощи незащищенным группам - мигрантам, детям-сиротам, бездомным. В "журналистике фактов" ярко выраженная личная позиция корреспондента была бы скорее минусом, но в социальной журналистике, которая ориентирована не только на информирование, но и на вмешательство в общественную жизнь, она оправдана. К недочетам я бы отнесла: - наличие в работе ряда языковых ошибок - грамматических, пунктуационных и стилистических; - в практической части уделено мало внимания таким функциям социальной журналистики, как вовлечение и организация. Несмотря на перечисленные замечания, работа заслуживает положительной оценки ГАК, так как соответствует предъявляемым требованиям. Анна Щербакова, старший преподаватель кафедры периодической печати, редактор СПб бюро газеты "Ведомости"